Просвещение в Астраханском крае в XIX веке

Самодержавие России держалось правила, сформулированного в отношении народного просвещения Екатериной II: «...простого народа учить не следует; если он будет иметь столько же познаний, как Вы и я, то не станет уже нам повиноваться, как повинуется теперь».

Однако неодолимая сила экономического развития постоянно расширяла потребности в квалифицированных кадрах для промышленности, транспорта, здравоохранения, государственной службы. Поэтому самодержавие вынуждено было (даже вопреки собственной природе) время от времени проявлять интерес к просвещению, проводить периодически реформы, подчиняясь духу времени.

В начале XIX в. вся территория России была разделена на шесть округов. Астраханский край входил в Казанский учебный округ, все учебные заведения которого подчинялись Казанскому университету. В Астраханском крае к этому времени было всего два средних учебных заведения, одно уездное малое народное училище и несколько частных школ. Простым горожанам, ремесленникам, торговцам и другим людям низшего сословия содержать детей в Главном народном училище в течение пяти лет было практически недоступно. Наибольшую популярность у населения приобрели частные школы, в которых дети наскоро овладевали элементарными навыками чтения, счета и письма, а затем шли трудиться в мастерские или торговые лавки. В начале XIX в. в Астраханском крае количество частных мелких школ заметно увеличивается. Возникали они стихийно, безо всякого на то разрешения. В роли учителей выступали лица разных сословий и профессий. Так, в числе содержателей частных училищ в документах того времени названы: « канонерский мужик» (имя и прозвище неизвестны), у которого было 15 учеников, «булочник Федор Лебедев», имевший 30 учеников, «мужик Михаиле Дмитриев», имевший 10 учеников, «мужичка Пантелеиха» - 8 учеников, «девка Анна Яковлева, казанекого попа внучка» - 4 ученика, «попадья Воздвиженского попа» - 2 ученика, «капитанша Феодосия Абрамовичева» - 9 учеников, «церковный сторож Антон Алексеев», три попа, несколько дьяконов. Обучение в этих школах было поверхностным, методика - примитивной. Поэтому директор Главного народного училища в Астрахани Д. Агафи неоднократно просил городское начальство пресечь деятельность мелких частных школ. Тем не менее в деле распространения знаний среди низших слоев населения они сыграли свою положительную роль.

Важным общественно-политическим событием в Астраханском крае стало открытие в 1810 г. на средства астраханского купца Николая Агабабова первой частной национальной школы – и Армянского Агабабовского училища в составе двух классов. Учреждая армянское народное училище, Н. И. Агабабов ставил цель: дать образование беднейшему классу армян, дабы «дети из породы армянской обращены были ко всем государственным состояниям с пользою отечественною, не исключая из того и духовного по армянской религии»; кроме того, имелось в виду, что «образование сие может иметь на азиатскую часть усиленное влияние, с политическими обстоятельствами сопряженное».

В училище преподавались чтение и чистописание на русском и армянском языках, грамматика армянского и русского языков, всеобщая история и география, логика и риторика на армянском языке, рисовальное искусство. Предполагалось ввести преподавание бухгалтерии, вексельного дела, съемок планов и ситуаций (особенно с берегов Каспия) и мореходства. При училище был открыт пансион, где на содержании постоянно находилось 12 воспитанников из беднейших армян. С1838 г. Агабабовское училище было включено в общую систему учебных заведений на правах уездных по уставу 1828 г. После этого в училище был открыт 3-й класс. Первый выпуск в количестве всего лишь 3-х человек состоялся в 1815 году. В 1816 г. училище окончили трое, в 1817 г. - пятеро, в 1818 г. - один ученик. При училище были созданы фундаментальная и ученическая библиотеки, в которых насчитывалось 290 книг и других учебных пособий: собрание глобусов, атласов, географических карт, пособия по русскому языку, истории, географии, рисованию, черчению и т.п. Помощь неимущим со стороны училища заключалась в бесплатной выдаче учебников и учебных пособий. Важно отметить, что при училище был постоянный школьный врач, лечивший больных учащихся в школе и на дому и не получавший никакого вознаграждения. До 1865 г. в армянском Агабабовском училище обучались дети только армяно-григорианского вероисповедания, а с 1866 по 1872 гг. стали приниматься и дети православного вероисповедания. Позже - с 1873 по 1894 гг. здесь обучались дети католиков, православных и лиц армянско-григорианского вероисповедания. Основной контингент учащихся составляли дети городских сословий - от 77 до 93%, дети дворян и чиновников - от 4 до 17%, дети духовенства и сельских сословий поступали в училище крайне редко.

За 1835-1905 гг. в училище поступило 1940 человек, выбыло до окончания курса 1623. Таким образом, за семьдесят лет училище окончило 317 человек, что составляет 16,3% от числа поступивших, или в среднем 4-5 человек в год. И все-таки астраханское армянское Агабабовское училище в XIX в. сыграло значительную прогрессивную роль в жизни астраханских армян, в жизни всего города.

Начало XIX в. является периодом реорганизации существовавших училищ и открытия новых. К 1937 г. в Астраханской губернии было 17 начальных школ разного типа с общим числом учащихся - 918. В 30-70-е гг. XIX в. были открыты 8 мужских и 4 женских приходских училища, 3 детских приюта, пансион для калмыцких мальчиков, епархиальное женское училище. В 1867 г. Мариинское училище 1-го разряда было преобразовано в женскую гимназию. Многие из открывшихся школ и училищ существовали недолго - несколько лет или даже несколько месяцев. Но школьное дело в городе развивалось, о чем свидетельствуют следующие данные. Но если в Астрахани школьное образование хоть как-то развивалось, то в уездах и уездных городах дело обстояло значительно хуже. В 1830 г. были открыты первые приходские училища в уездных городах Енотаевске и Красном Яру. До 70-х гг. XIX в. не было ни одной школы в с. Харабали, хотя здесь по переписи 1880 г. из 4-х тыс. жителей 640 были в возрасте от 7 до 13 дет. И лишь в 1873 г. местный священник открыл небольшую школу, в которой обучалось 20 мальчиков и 4 девочки. В 1876 г. школа пострадала во время большого пожара, возобновив занятия лишь в 1881 г. За 22 года (1873-1895) церковно-приходскую школу окончили всего лишь 25 мальчиков.

Определенный интерес представляет история школьного образования и распространения знаний среди казачьего и инородческого населения Астраханского края.

Население казачьих станиц имело гораздо больше возможностей для получения начального образования, чем жители других уездов. Статистические данные свидетельствуют о постоянном росте количества школ и обучающихся в них детей в казачьих станицах края.

Все школы были снабжены учебными пособиями, при каждой из них была библиотека, предназначенная для всего станичного населения. Библиотеки содержались за счет станиц и состояли под контролем инспектора. Преподавание здесь велось по программам народных училищ. Учебный год продолжался 5 месяцев (с октября до марта). Учителями были в основном лица войскового сословия, получившие педагогическую подготовку.

До середины XIX в. число грамотных среди нерусского (особенно сельского) населения составляло около 3%. Значительную часть на-селения губернии составляли калмыки. Среди них образование должны были получать все мальчики. Обучение длилось 5-10 лет и полностью контролировалось калмыцким духовенством. Для продолжения учебы оставлялись только выдающиеся по своим способностям ученики, которые далее изучали богословие, астрономию (астрологию), медицину и религиозную живопись. Первая русско-калмыцкая частная школа открылась в 1852 г., обучались в ней только мальчики. В 80-е гг. появились и женские школы. И те, и другие готовили учащихся к поступлению в астраханские русско-калмыцкие школы более высокой ступени. К 1895 г. было всего 7 низших калмыцких школ с числом учащихся 192 человека.За 20 лет число обучавшихся в школах составило 1,04% от всего калмыцкого населения, из них мальчики составляли 0,798%, девочки -0,242%. В целом калмыцкое население оставалось безграмотным очень долгое время.

Значительную часть многонационального населения края составляли казахи, общая численность которых к концу XIX в. достигла 254000 человек.

Первая русско-казахская школа была открыта в 1841 г. В школе преподавали два учителя, один обучал персидскому и арабскому язы-кам и был вместе с тем магометанским вероучителем; другой обучал русскому языку, чистописанию, грамматике и арифметике. Ревизия, проведенная в 1861 г., показала, что преподавание в школе велось плохо: дети обучались только чтению и письму на русском и татарском языках и магометанскому закону, занятия проводились бессистемно, библиотеки не было.

В 1883 г. была открыта первая женская школа по программе одноклассного сельского училища с интернатом на 20 казахских и рус-ских девочек. С 1883 по 1895 гг. в Астраханском крае было открыто 9 казахских школ, число учащихся в них за эти годы выросло со 160 до 307. Из этого числа только 20 девочек-казашек получили элементарное начальное образование.

Начало более-менее систематического школьного обучения среди татарского населения края также начинается в XIX в. Татарские школы делились на «мектебе» и «медресе». По своему образовательному цензу они находились ниже даже одноклассных школ; мальчики и девочки в них обучались раздельно.

Первая русско-татарская школа была открыта в 1882 г., в ней, кроме Корана, изучался русский язык и четыре правила арифметики. Учеников в первый год было 23 человека. Всего же к концу XIX в. было 37 татарских школ с числом учащихся 1328 (из них 188 девочек); процент грамотного населения составлял около 3,6 от всего татарского населения.

Важное значение в системе народного образования края имели церковно-приходские школы. Однако контрреформы 80-х гг. XIX в., направленные на ужесточение политического режима в стране, не миновали и сложившуюся к тому времени систему школьного образования.

В 1884 г. были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», в которых указывалось, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». «Правила о церковно-приходских школах» определяли и перечень учебных предметов: «1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная исто-рия и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения».

Первоначально срок обучения в церковно-приходских школах составлял два года, а в 90-е годы XIX в был продлен до трех лет. Общее руководство работой этих школ осуществлял училищный совет при святейшем Синоде.

Сразу после утверждения «Правил о церковно-приходской школе» число церковно-приходских школ стало увеличиваться. Затраты казны на церковно-приходские школы резко превосходили субсидии на начальные народные училища, подчиненные Министерству народного просвещения.

В отчете о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Астраханской епархии за 1886-1900 гг. названы 86 церковно-приходских и 23 школы грамоты. По своей структуре они были проще и доступнее для бедного населения. Эти школы обслуживали в основном крестьян. К концу XIX в. из 2930 учащихся церковно-приходских школ 2469 составляли дети крестьянских семей. В школах грамоты на их долю приходилось 347 ученических мест.

Епархиальное начальство старалось открывать как можно больше церковно-приходских школ, но созданию их материальной базы внимания уделялось явно недостаточно, поэтому некоторые школы, не начав работать, закрывались.

Более стабильно работали народные училища Астрахани. В инспекторских отчетах и справках тех лет довольно высокая оценка дается 2-му и 6-му мужским, 1-му и 2-му женским приходским училищам, в которых работали грамотные учителя, умело обучавшие детей письму, математике и другим учебным дисциплинам. В числе лучших учителей Астраханской губернии называется фамилия учителя 20-го приходского училища Никифорова. По свидетельствам школьных инспекторов, 17 начальных народных училищ вполне отвечали соответствующим требованиям, предъявляемым к учебным заведениям данного типа и уровня. Но все-таки во многих школах, особенно в сельских, приходскими учителями являлись: «изгнанные из службы чиновники, недоучки разных учебных заведений, отставные солдаты, писаря, даже и не слышавшие о существовании педагогики».

В «Заметке об участии наших городов в издержках на народное образование...», опубликованной в «Астраханском справочном листке» в 1866 г., указывается, что в среднем по 43 губерниям России а учебные заведения из расчета на одного жителя тратилось 6,9 коп., а по Астраханской губернии - 15,2 коп. Хотя для тех лет эта цифра и выглядела несколько утешительно, но она не отражала реального состояния дел, так как Астрахань уступала многим городам центральной России и по количеству школ разных типов, и по количеству обучающихся в них. Достаточно заметить, что на народное образование в Астраханской губернии расходовалось казенных средств в 34 раза меньше, чем на все другие городские нужды.

Характеризуя состояние народного образования в крае в 1889 г., инспектор А.А. Красев писал: «В Астраханской губернии вообще нет еще начального образования в собственном смысле, - образования для села, для народа, для крестьянина. Здесь начальная школа успела привиться пока только в городах, особенно в Астрахани и Черном Яру, и затем уже, в виде исключения, в тех немногих населенных пунктах губернии, которые имели и имеют какое-либо особенное, по преимуществу торговое или промышленное значение».

Потребность в образовании среди крестьянского населения особенно заметной становится к исходу XIX в. в силу происходивших социально-экономических изменений. Однако для учащихся недоставало школьных помещений, не было необходимого количества подготовленных учителей. «Насколько велика потребность в образовании, можно судить отчасти по тому, что в последнее время развивается, как промысел, учительство... Стоит только взглянуть, насколько переполнены существующие школы учениками, то едва ли останется место сомнению в том, что существующие школы не удовлетворяют потребности населения в образовании», - писала газета «Астраханский вестник» в 1896 г.

Официальные данные свидетельствуют, что низшие училища, главным образом, приходские были переполнены учащимися: в среднем на одно училище приходилось 90 детей при двух преподавателях. Из 113075 человек городского населения детей школьного возраста было 7900, из них обучалось в школах чуть более половины - 51,5%.

По первой Всероссийской переписи 1897 г. в Астраханской губернии насчитывалось 3992 населенных пункта, в 3822 из них вообще не имелось никаких школ! Даже в тех населенных пунктах, где были школы, половина детей школьного возраста (49,8%) не обучалась. Конкретные данные о количестве обучающихся детей по всем пяти уездам губернии выглядят следующим образом. Важным шагом в развитии народного образования в крае было открытие средних учебных заведений. Среди них - мужская гимназия, открывшаяся 29 июля 1806 г. на базе Главного народного училища: это была третья гимназия в обширном Казанском учебном округе. Согласно «Уставу 1804 г.», ее цели определялись следующим образом: «1) приготовление к университетским наукам юношества; 2) преподавание наук, хотя и начальных, но полных тем, кто пожелает приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Учение длилось 4 года, в школе должно быть 8 учителей, которые вели преподавание по циклам. Согласно этому уставу, обучение в гимназии должно было начинаться с тех предметов, которые изучались в уездных училищах, т.е. соблюдалась преемственность в обучении. Гимназия была открыта в составе приготовительного, 1-го и 2-го классов. Уже к 1808 г., согласно отчетной ведомости, гимназия располагала: «1) библиотекой, имеющей 614 книг; 2) географическими пособиями в количестве 20 номе-ров; 3) физическим кабинетом с 44 приборами; 4) кабинетом естествознания с 618 различными предметами». В физико-математический кабинет мужской гимназии были переданы вещи и инструменты из физического кабинета главного училища, составляющие по тому времени очень приличную коллекцию.

Число учащихся гимназии в год открытия составляло 67 человек. Из них во второй класс поступило 15, в первый - 18 и в приготовительный -34. В приготовительном классе вместе с мальчиками обучались и девочки (в списках значились Аграфена Куклина и Надежда Покровская). Первый публичный экзамен состоялся 25 июня 1809 г. Испытания проводились по латинскому, немецкому, французскому языкам, арифметике, алгебре, геометрии, российской грамматике, логике, психологии, математической и всеобщей географии и древней истории.

В июне 1809 г. был открыт 3-ий гимназический класс, в 1811 г. - 4-ый, а в 1812 г. был осуществлен первый выпуск в количестве 10 человек.

Отличительной чертой Астраханской гимназии являлось то, что в ней обучались не только дети, но и взрослые из служащих и чиновников, поступающих для усовершенствования в науках. В числе первых выпускников-взрослых служащие гражданской Палаты Алексей Колпиков, Андрей Акимов, Никанор Стасевич и Михаил Стасевич.

В первые годы существования гимназия испытывала большие трудности с учебниками и учебными пособиями, поэтому физика, алгебра, геометрия, зоология и словесность изучались по записям учителей. Положение стало несколько улучшаться с 1822 г., когда при гимназии было создано так называемое книжного депо, которое обеспечивалось учебниками из фондов Департамента Народного просвещения.

С 1824 по 1833 гг. гимназия относилась к Харьковскому учебному округу и была подконтрольна Харьковскому университету. В это время она переживала не лучшие времена. С 1826 по 1829 гг. не было четвертого класса, а потому не было и выпуска учеников, окончивших полный курс наук; в течение этих лет ученики уходили из гимназии, не окончив ее, и поступали на службу. Если в 1817 г. учащихся в ней было более ста, то в 1827-1829 гг. - меньше тридцати.

С 1834 г. гимназия была передана в ведение Казанского учебного округа, а с 1835 г., в соответствии с Уставом 1828 г., в составе первых пяти классов перешла на новые учебные планы. В 1836/37 уч. г. был открыт 6-ой класс, в 1837/38 - седьмой, а в 1838 г. состоялся первый выпуск из семиклассной Астраханской гимназии в составе двух человек - Алексея Евреинова и Павла Черкасова.

Находясь в составе Казанского учебного округа, Астраханская гимназия значительно повысила свой статус, ее выпускники в подавляющем большинстве стали поступать в Казанский университет. Этот знаменательный факт был отмечен попечителем Казанского учебного округа в циркуляре по округу: «Так как из отдаленнейшей Астраханской гимназии все ученики 7-го класса поступают в университет, а из других, как Вятская и Саратовская, - мало, то я вменяю себе в удовольствие изъявить искреннюю мою благодарность директору Рыбушкину». С 1846 г. при гимназии был учрежден пансион для 20 казеннокоштных воспитанников и четыре казенные стипендии для выпускников гимназии - студентов Казанского университета.

До 1840 г. основную массу учащихся гимназии составляли дети дворянского сословия. Позже, в соответствии с общими социальными сдвигами, изменялся и состав учащихся всех учебных заведений: если в 1835 г. дети дворян в Астраханской гимназии составляли 92,4%, в 1850 г. -63,1%, то в 1861 г. - уже 53,3%: остальную часть обучающихся состав-ляли представители разных сословий.

Цепная реакция реформ, вызванная отменой крепостного права в России, затронула и систему образования. Принятый в 1864 г. новый «Устав гимназий и прогимназий устанавливал два типа гимназий: классические и реальные. С 27 мая 1865 г. Астраханская гимназия стала именоваться реальной, но с 1871-1872 уч. г., в связи с контрреформами, гимназия вновь стала классической.

В Астраханской гимназии в XIX в., за период с 1806 по 1835 гг., общее число учащихся составило 1978 человек, из которых 1335 при-надлежали к привилегированным сословиям (т.е. 67,5%); закончили же гимназию за этот период 83 человека, т.е. в среднем в год было 3 выпускника; выбыло, не окончив курс, 376 человек.

За период с 1837 по 1900 гг. полный курс гимназии окончили 556 выпускников, не завершили полное обучение 8969 человек, т.е. гимназистов, полностью выполнивших план обучения, было в 16 раз меньше, чем тех, кто покинул стены гимназии и перешел на государственную службу.

Данные о числе учащихся и их сословной принадлежности до конца прошлого столетия выглядят следующим образом.

В сентябре 1877 г. в Астрахани было открыто реальное училище. Это было 7-е реальное училище в пределах Казанского учебного округа. «Реальные училища имеют целью доставлять в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний, и дают право окончившим курс учения в училищах и дополнительном при них классе по какому-либо из его отделений поступать в высшие специальные училища, подвергаясь толькго проверочному испытанию».

Основное место в учебном плане училища уделялось изучению предметов ествественно-математического цикла, около трети учебного времени отводилось изучению иностранных языков и закона божия. С 1878/79 уч. г. в училище было уже четыре первых основных класса и один коммерческий с 67 учащимися.

С 1884/85 уч. г. были открыты параллельные классы. Основной контингент обучавшихся составляли дети городских жителей. Директор училища Лене приводит следующие данные о социальном составе учащихся к концу XIX в.: потомственные дворяне - 4,8%, личные дворяне и чиновники - 7, 56%, почетные граждане и купцы - 12,54%, мещане и цеховые - 38,55%, казаки - 4, 98%, крестьяне - 24,52%, иностранцы - 0,37%, прочие - 5,2%, духовного звания - 1,48%.

Приведенные сведения свидетельствуют, что демократизация средних учебных заведений происходила в соответствии с социальными сдвигами, происходившими в стране. Школа постепенно теряла сословный характер, поддаваясь буржуазно-демократическим веяниям.

За 24 года существования в Астраханское реальное училище поступили 1471 человек. Первый выпуск состоялся в 1880 г.: тогда 6-й коммерческий класс окончили всего 2 человека. До конца XIX в. со-стоялся 21 выпуск. За эти годы 6-й коммерческий класс окончили 71, 6-й основной класс - 162,7-й дополнительный класс - 105 человек. Получили свидетельства об окончании училища 338 человек, выбыли до окончания полного курса обучения 646.

Вопрос о женском образовании ставился астраханской общественностью постоянно, как и всеми прогрессивными людьми во всей России. Первое женское среднее учебное заведение в Астрахани - Институт благородных девиц - был открыт в 1836 году. Под его крышу было зачислено 20 человек. Основная задача образования и воспитания «благородных девиц» состояла прежде всего в приобретении умения «блеснуть» в обществе. Кроме закона божьего, особое внимание уделялось изучению французского языка, обучению танцам, хорошим манерам поведения. Это учебное заведение просуществовало 30 лет. В 1861 г. в его стенах обучались 32 человека. Для города с населением 45 000 человек число обучающихся девочек составляло всего 0,07%. Далеко не все желающие могли определить своих дочерей в это, выражаясь сегодняшним языком, элитное учебное заведение.

Под влиянием демократических настроений общественности и потребностей времени Астраханский институт благородных девиц в 1867 г, был преобразован в Мариинскую женскую гимназию, которая сразу же стала пользоваться большой популярностью среди населения края. Об этом свидетельствуют данные о числе учениц в различные годы: 1867 г. -120; 1873 г. - 225; 1882 г. - 363; 1890 г. - 351 человек.

Основной контингент составляли дочери людей из привилегированных классов. В гимназии для воспитанниц созданного здесь пансиона было установлено 11 стипендий и, кроме того, выплачивалась 51 стипендия для учениц, проживающих в домашних условиях.

Открывались в городе и учебные заведения духовного ведомства. Среди них - Астраханская духовная семинария, открытая 6 января 1778 г. одно из немногих подобных учебных заведений на всем юго-востоке России. На момент открытия учащихся в ней насчитывалось 36 человек. В семинарию принимались дети всех национальностей, обучение носило демократический характер.

Круг преподаваемых предметов был крайне неустойчив - в основном из-за отсутствия подготовленных учительских кадров. Хуже всего дела обстояли с преподаванием армянского, калмыцкого и турецкого языков. С течением времени круг изучаемых предметов расширялся. Лучшие воспитанники семинарии посылались в Московскую Академию за казенный счет, после ее окончания они «должны были заняться распространением полезных знаний». В ноябре 1802 г. в Астраханской семинарии был открыт медицинский класс (в составе 35 учеников), просуществовавший шесть лет.

В октябре 1866 г. в Астрахани открылось епархиальное училище, хотя попытки открыть его предпринимались в течение предшествующих двадцати лет. Содержалось оно на средства частных лиц, церквей, монастырей. Основной контингент учащихся составляли дети лиц духовного звания - 63,6%.

Количественный рост разного типа учебных заведений требовал от преподавателей соответствующей подготовки. Астраханские учебные заведения, подчинявшиеся Казанскому учебному округу, пополнялись учительскими кадрами в основном за счет окончивших Казанский университет или педагогический институт. Были среди учителей и выпускники других университетов, институтов, высших военных училищ. В их числе можно назвать М.Ф. Богатырева (Петербургский университет), Е. А. Скворцову (Петербургская женская гимназия), ГА. Волжанинова (Саратовское военное училище), П.И. Снежицкого (Горьковский земледельческий институт), П.А. Цветаева (Московский университет).

В первую очередь комплектовались учительскими кадрами средние учебные заведения города, потом - училища уездных городов. До школ далеких сельских окраин огромной Астраханской губернии дело, как правило, не доходило. Да и в городских училищах (частных и некоторых государственных) многие преподаватели работали по совместительству. В 1876 г., как сообщалось в журнале министерства народного просвещения, общее число вакантных мест составляло 387. Не единичны случаи, когда в средних учебных заведениях города некоторые учебные предметы ввиду отсутствия преподавателя не изучались по несколько лет. Вопрос по учительским кадрам в астраханских учебных заведениях в разные периоды решался по-разному. Н. А. Лопатин, автор вышедшего в 1875 г. исследования «Материалы для истории просвещения Астраханского края», сообщал: «Гимназия в первый свой период не могла похвалиться своими руководителями... Состав учебной корпорации в этот период не отличался особыми высоконравственными качествами, а имел те же грубые пороки окружающей среды...».

И все-таки немало видных представителей науки, культуры получили первоначальное образование в астраханских учебных заведениях, где самоотверженно трудились высоконравственные, грамотные и талантливые учителя, посвятившие свою жизнь народному просвещению, представлявшие собой лучшую часть не только астраханского учительства. Среди них следует назвать Т.С. Покровского, учителя математики и физики Главного народного училища, а позже - гимназии, В.Н. Виноградского, окончившего Казанский университет с золотой медалью и с 1868 г. работавшего учителем математики, позднее - директором реального училища, А.Я. Вальтера, учителя немецкого языка и математики реального училища, участника Казанского революционного кружка 1884-1886 гг., и многих других.

В Астраханской гимназии работало немало выдающихся педагогов и просветителей, составивших славу не только Астраханскому края, но и всей России.

Иосиф Антонович фон Вейскгопфен (1778-1816) родился в Тироле, юридическое образование получил в Венском университете. Переехал в Россию в 1806 г., с 1811 г. преподавал в Астраханской гимназии немецкий и французский языки. Здесь он написал один за другим четыре учебника по иностранным языкам. Кроме того, вместе со своим соотечественником Кристианом Литке он приобрел в Петербурге типографское оборудование и приступил к делу, ставшему главным в его жизни, - изданию газеты «Восточные известия». Газета, издававшаяся с 1813 г. еженедельно, имела беспрецедентный успех, ее выписывали не только в Астрахани, но и в Казани, Пензе, Москве. Издание газеты прекратилось сразу же после смерти И.А. Вейскгопфена в 1816 г.

Бескорыстным и неутомимым просветителем Астраханского края был Иван Викентьевич Добровольский - просветитель, педагог, фольклорист-этнограф, композитор, изобретатель оригинального способа нотопечатания, дирижер, скрипач, виолончелист, создатель музыкальных инструментов. И.В. Добровольский работал в Астраханской гимазии с 1812 г. Изучая разнообразный фольклор, записывая звучащие вокруг него напевы многонационального города, Добровольский осуществил свою давнюю мечту об издании музыкального сборника, который назывался «Азиатский музыкальный журнал» и издавался в 1816-1818 гг. литографским способом. Об успехе журнала свидетельствует тот факт, что «Азиатский музыкальный журнал» распространялся не только в провинциальной Астрахани, но высылался в Казань, Петербург, Москву, Вятку, Пензу, Томск и другие города России.

Известным просветителем и краеведом не только в Астраханской губернии, но и во всем Поволжье был Михаил Самсонович Рыбушкин, выдающийся по своим способностям человек. М.С. Рыбушкин (1792-1849), окончил Казанский университет в 1810 г. В 1835 г. он был назначен директором Астраханской гимназии. «В восьмилетнее управление гимназией г. Рыбушкина преподавание не только вошло в полноту общего курса, но и умножилось еще введением изучения языков арабского и армянского; число учащихся возросло до 130, между которыми считается ныне 33 из татар и персиян; из оканчивающих курс учеников при нем только начали поступать в Казанский университет...».

Значителен вклад М.С. Рыбушкина в краеведение. Его книга «Записки об Астрахани», изданная в Москве в 1841 г., была написана на основе архивного материала. В предисловии к своей книге автор писал: «Подвергая суду читателей слабый труд, я не могу не обнаружить мысли моей, что история всякого края, города и местечка составляет уже звено, принадлежащее истории государства». Этот, по словам автора «слабый труд» является сегодня библиографической редкостью и исключительно ценным историческим источником.

К числу выдающихся общественных деятелей следует отнести уроженца астраханской земли, одного из первых учащихся гимназии Ивана Михайловича Симонова. Астроном, географ, математик, магнитолог, метеоролог, литератор, этнограф, путешественник, просветитель-педагог - И.М. Симонов был незаурядной личностью, сыгравшей значительную роль в деле развития и распространения знаний не только в нашем крае, но и в России.

И.М. Симонов (1794-1855) был в буквальном смысле человеком из народа, которому его выдающиеся способности открыли путь к высшему образованию и к научной деятельности. Он родился и вырос в Астрахани в семье купца, начальное образование получил в Главном народном училище. После окончания Астраханской гимназии в феврале 1809 г. был зачислен на физико-математический факультет Казанского университета, где учился вместе с великим русским математиком Н. И. Лобачевским. Уже на первом году обучения проявился его незаурядный талант, и он вместе с Лобачевским был отнесен к числу камерных студентов, в обязанность которых входила самостоятельная работа по проведению консультаций и оказание помощи слабо успевающим сокурсникам. Регулярная педагогическая деятельность И.М. Симонова началась с марта 1814 г., когда он был удостоен звания адъюнкта физико-математических наук с правом преподавания в Казанском университете.

Мировая известность пришла к нему после участия в качестве астронома в кругосветной экспедиции 1819-1821 гг. под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

И.М. Симонов был избран членом почти двадцати ученых обществ: Русского географического, Парижского географического, Рейнского общества испытателей природы, Петербургской Академии наук, французского Общества общей статистики, Варшавского общества Друзей Науки и т.д. Он поддерживал научные связи со многими выдающимися учеными мира: Гауссом, Био, Фурье, Лапласом, Гумбольдтом, Бесселем, Араго, Гершелем, Остроградским...

Однако главным делом жизни И.М. Симонова была его педагогическая деятельность, которая проходила в Казанском университете на протяжении более 40 лет.

Большое внимание И.М. Симонов уделял средней школе. Под его руководством были написаны программы для преподавания в гимназиях Казанского учебного округа,32 составлен рекомендательный список книг для учителей и учащихся, неоднократно проводились проверки учебных заведений в Поволжье, в том числе и в Астраханской губернии.

На подготовку учителей И.М. Симонов смотрел как на дело первостепенной важности. Не дожидаясь коренной перестройки системы народного образования, он стремился к пробуждению у педагогов интереса и творческого отношения к делу, требовал вдумчивой работы, применения более эффективных методов обучения.

Он сам лучше, чем кто-либо, сумел объяснить свои качества: «...И всякий раз уходил с мыслью... о награде в здешнем мире двумя искрами божества - наукой и нравственным образованием».

Среди прогрессивных талантливых учителей Астраханской гимназии следует назвать учителя математики, у которого учился Илья Ульянов, Николая Михайловича Степанова.

Н. М. Степанов (1821-1880) был выходцем из мещан Пермской губернии. Высшее образование получил в Казанском университете, где его учителями были известные ученые того времени Н. И. Лобачевс-кий и И.М. Симонов. Н. М. Степанов преподавал математику в Астраханской гимназии в течение двадцати лет (1841-1861). Уже в 1841 г., только прибыв в гимназию, он начал вести научную работу, проводя систематические метеорологические наблюдения и отсылая их результаты в Казанский университет. В «Астраханских ведомостях» в 1841 г. была напечатана статья Н. М. Степанова «О метеоре, виденном в Астрахани в 1841 г.», перепечатанная позже многими журналами.

Н.М. Степанов был знающим педагогом и опытным методистом, имел звание заслуженного преподавателя, пользовался уважением окружающих. Исследователь Ж.А. Трофимов приводит очень выразительную характеристику Н. М. Степанова, данную одним из его учеников: «Н. М. Степанов с виду был человек очень суровый; эту внешнюю суровость почему-то старался проявить на письменных экзаменах. Но в то же время был крайне отзывчивый человек. В классах обращал внимание на малоуспешных учеников; более способных вызывал очень редко. Но особенно дорого в нем это то, что он принимал сердечное участие в материальном положении беднейших учеников то денежным взносом за квартиру, то покупкой платья, то подыскиванием уроков. Исключительно только благодаря его участию многим ученикам удалось получить гимназическое образование».

В Астраханской гимназии много лет, с 1842 до 1857 гг. преподавал Александр Васильевич Тимофеев, который в 1841 г. окончил с золотой медалью философский факультет Казанского университета и был утвержден старшим учителем российской словесности и логики Астраханской гимназии. Он являлся учителем известного в будующем педагога и просветителя Ильи Николаевича Ульянова, который в 1850 г. окончил с серебряной медалью Астраханскую гимназию.

В силу известных причин, о жизни и деятельности И.Н. Ульянова как учителя и видного просветителя написана обширная литература. Здесь уместно напомнить лишь слова М.С Шагинян: «Дело и личность И.Н.Ульянова заслонены именем его великого сына. Нам надо научиться смотреть на него и его изучать не только как отца Ленина, а и одного из прекраснейших русских педагогов, создателя очень ценного для Советской страны педагогического наследия».

Последователями И.Н. Ульянова были К.М. Аммосов и А.А. Красев, внесшие заметный вклад в дело просвещения в Астраханской губернии.

В деле просвещения и образования населения Астраханской губернии заметную роль играла периодическая печать и прежде всего - газеты. О их издании в первой четверти XIX в. при участии И.А. Вейскгопфена и И.В. Добровольского сказано было выше. Здесь следует лишь отметить, что они заложили основы газетного дела в крае.

С 1838 г. стала выходить газета «Астраханские губернские ведомости». С 1862 по 1865 гг. издавалась газета прогрессивного направления «Волга». На ее страницах наряду с освещением вопросов хозяйственной жизни края рассказывалось о деятельности театров, о содержании концертов, положении местной печати, о работе библиотек. Значительное место уделялось в публикациях состоянию просвещения народных масс в крае. В числе первых, активных корреспондентов «Волги» был В.В. Берви-Флеровский, отбывавший ссылку в Астрахани, автор известного научного исследования «Положение рабочего класса в России».

С 1 июля 1866 г. в Астрахани стала выходить еженедельная коммерческая и литературная газета «Восток». Одним из главных деятелей редакции газеты был С.С. Рымаренко, известный руководитель освободительного движения 60-х годов XIX в. Существование газеты было недолгим, последний номер «Востока» вышел 29 декабря 1867 г., но просветительскую миссию газета выполнила достойно.

С15 апреля 1889 г. стала выходить газета «Астраханский вестник». Газета обещала «честно и добросовестно служить родному краю». В ее редакции сотрудничали П.М. Никольский и Б.А. Маркович - друзья Н.Г Чернышевского, писатель Е.Н. Чириков, журналисты В.Л. Поляк, А.П. Подосенова. Все это были люди «поднадзорные», «неблагонадежные».

Одним из используемых в то время видов учебной и культурно-просветительной работы среди взрослых были воскресные школы и народные чтения.

Воскресные школы - один из первых в России педагогических экспериментов, уникальных и по замыслу, и по характеру, и по своему размаху.

В Астрахани в 1860 г. были открыты две воскресные школы (мужская и женская), еще одна открылась в 1861 г. В них обучались 95 человек. Были попытки создавать такие школы и в сельской местности, но они оказались неудачными, так как вскоре воскресные школы повсеместно властями стали закрываться из-за демократичности и вольнодумства их учителей.

Среди многообразных форм культурно-просветительской деятель-ности важное место принадлежало народным чтениям. «Правила об устройстве Народных чтений в губернских городах» были утверждены в декабре 1874 г. Комиссия Народных чтений начала действовать в Астрахани с 1881 г. Передовая часть общества вступала в члены Комиссии Народных чтений для того, чтобы способствовать распространению грамотности среди населения. Число лекторов к 1888 г. достигло 82, заведованием чтений занимались 10 членов-распорядителей, которые решали все основные вопросы, связанные с проведением чтений: открытие новых аудиторий, разработка программ, подбор лекторов, открытие бесплатных библиотк и т.п. Чтения в основном проводились в воскресные и праздничные дни с сентября по май в аудитории реального училища, вмещающей до 600 человек, начинались они в 6 часов вечера. В 1888-1889 гг. было проведено более 40 чтений, в качестве слушателей на которых побывали около 14000 человек, в среднем - 340 человек на одно чтение.

В отчетах Комиссии по Народным чтениям отмечалось, что ос-новной контингент слушателей составляет малограмотное население средних сословий.

Комиссия Народных чтений организовала проведение новых форм внешкольной работы с детьми - детских утренников. В 1889 г. их состоялось два.

Большое внимание Комиссия Народных чтений уделяла обмену опытом с аналогичными комиссиями других городов страны. О плодотворной деятельности Астраханской Комиссии по проведению Народных чтений писали в «Народной школе», «Волжском вестнике», «Справочном листке», «Северном вестнике», в отчете Петербургского Военно-педагогического музея.

Народные чтения были не единственным видом просветительской работы среди взрослого населения Астрахани. Организовывались и различные общества культурно-просветительского характера. Среди них особо следует отметить литературно-драматическое общество, созданное в 1893 г. Уже в 1894 г. в нем состояло около 250 человек. В задачи общества входило проведение спектаклей, чтений, вечеров по истории литературы. При обществе была открыта читальня.

В 1895 г. в Астрахани под руководством П.А. Власова был организован художественный кружок, целью которого являлись организация и открытие художественных и технико-рисовальных классов. При кружке открылась библиотека, знакомившая жителей Астрахани со специальными и художественными изданиями.

Народные чтения проводились и во многих селах Астраханской губернии. Так, например, в селе Пришиб Царевского уезда за два года на народных чтениях, устраивавшихся в 2-классном министерском училище, побывало около 14000 слушателей.

А.А. Красев был противником палочной дисциплины, по его мнению, «начальная школа... не должна отличаться характером сухого и официального отношения к детям... она должна представлять собой как бы правильно и стройно организованную семью, в которой учащиеся могли бы чувствовать себя легко и приятно, как дома». Последовательно выступая за осуществление принципов гуманизма, патриотизма, любви к труду, А.А. Красев считал, что, выдав инструкции по организации школьного дела сельским правлениям, учителям, родителям, можно поправить состояние школьного образования. Проводимые в то время мероприятия и реформы школьного образования не могли решить главного вопроса о всеобщем начальном образовании при существовавшем строе.

Значительный вклад в организацию народных чтений в Астраханском крае внесли Н.Ф. Скориков, заведующий городским одноклассным училищем, И.Н. Ульянов, К.М. Аммосов, А.А. Красев.

Между тем царское правительство всячески пыталось ограничить просветительские начинания передовой интеллигенции. Так, в январе 1894 г. астраханский губернатор получил из департамента полиции циркуляр, предписывающий ему пользоваться запретительными мерами в отношении организации и проведения народных чтений. В этом документе записано: «...Из поступающих ныне сведений усматривается, что в последнее время идея о необходимости развивать народ вызвала стремление неблагонадежного элемента добиться учреждения библио-тек, читален и публичных чтений не только в губернских, но и уездных городах и селениях... устраивают чтения и библиотеки для народа, причем для обеспечения себя от правительственного вмешательства ста-раются заручиться поддержкою официальных лиц, преимущественно священника...».

В Астраханском крае просветительская работа приобретала именно те формы и содержание, которые для официальной власти были нежелательными и постоянно подвергались преследованиям.

Hosted by uCoz