Строительство Астрахани в XIX веке

В начале XIX в. Астраханский губернатор получил Генеральный план реконструкции города, утвержденный императором Александром I в 1801 г.

Из-за военных событий 1812 г., строительные и реконструктивные работы были приостановлены, так как значительная часть финансов отчислялась на нужды войны. Но уже к исходу второго десятилетия городские власти приступили к реализации Генерального плана.

В 1817 г. было закончено сооружение канала по южной окраине Белого города: канал пересекал весь город с запада на восток от реки Волги до реки Кутум. Начатые в 1744 г. земляные работы по устройству канала были практически окончены в 1770-х гг., но благоустройство канала, укрепление набережных, наведение мостов долгое время оставалось незавершенным, и к концу XVIII столетия канал начал превращаться в топкое болото. В 1809 г., согласно «Высочайшему соизволению», из казны должны были поступить 124 тыс. руб. на окончание обустройства канала, но деньги так и не пришли. И.А. Варваций, известный в городе благотворитель и рыбопромышленник, и в то же время государственный чиновник, вызвался на свои средства обустроить канал. По Высочайшему Указу от 31 декабря 1817 г. канал, именовавшийся ранее Астраханским, назван был им. Варвация И.А.

Одним из самых оригинальных сооружений этого времени стал ламаистский храм-хурул, построенный в калмыцкой степи.

Астраханские калмыки в составе казачьих полков принимали активное участие в военных действиях против Наполеона. Вернувшись из заграничных походов, калмыцкие князья Тюмени в своей ставке возвели каменный храм-хурул в часть победы и единства с Россией. Архитектура хурула представляет собой органичное соединение традиций буддийской храмовой архитектуры и приемов русского классицизма. Одновременно хурул был и хранилищем боевой славы калмыков - в нем хранились боевые знамена.

В 1825 г. закончилось строительство больничного комплекса Приказа Общественного Призрения на Паробичевом бугре, ставшего на долгие годы самым значимым больничным учреждением Астрахани. На Паробичевом бугре заканчивалась вторая по значению улица Астрахани - Паробичебугорная, которая, в свою очередь, делилась на отдельные участки - Табачный ряд и улицу Полицейскую. Название бугра и улицы произошло от имени майора Паробича, приглашенного в первой половине XVIII столетия из Венгрии для службы в Садовой конторе, основанной в Астрахани императором Петром I. Применение венгерской технологии глинистых грунтов, которые по своей консистенции близки к астраханским, способствовало тому, что при Паробиче Садовая контора в Астрахани имела необыкновенный успех — были разведены все породы плодовых деревьев и ягодных кустарников. После смерти Паробича дела казенной Садовой конторы пришли в упадок и большинство садов было распродано горожанам.

В первой половине XIX столетия строительство новых кварталов, согласно Генеральному плану, велось в южных предместьях Белого города и в самом Белом городе, чему способствовало осушение грунтов благодаря устройству Варвациевского канала. К Генеральному плану 1801 г. были приложены «Правила построек», которые предписывали «...все строения, находящиеся в противность плана, посреди али на краю назначенных улиц, площадей, эспланады в течение года и все улицы, площади и эспланаду означить, по крайней мере заборами соответственно плану, а владельцам сломанных ...отвести, в других частях и кварталах, места без всякой платы». «Улицы должны быть выровнены и в приличных местах прорыты каналы...». Жители города, построившие собственные жилые дома и другие здания в 1839 и 1840 г. в соответсвии с Генеральным планом, на три года освобождались от всех налогов и пошлин.

Кроме жилых строений, в южном предместье Белого города обустраиваются церкви и мечети «заканалья». За Полицейским мостом через канал, как писал летописец, «в Астрахани - настоящая Азия». В «заканалье» находились Армянская, Персидская, Бухарская и Агрыжанская слободы. Каждая из национальных слобод имела свои мечети, наибольшее количество которых находилось в Царевской слободе. Все мечети до начала XIX в. были деревянными. Мечети Бухарского двора в XIX веке были перестроены в камне - Черная мечеть на средства купца Якупова, Белая мечеть на средства купца Исмагилова. Персидская мечеть была построена в камне в 1860 г. на средства Персидского общества. В архитектуре Белой мечети, несмотря на восточный тип сооружения, ярко выражено влияние русского классицизма: куб основного объема сооружения перекрыт полусферическим куполом, гладкие стены фасадов оштукатурены, а обычно многогранный минарет мечети здесь выдержан в пропорциях классической колонны. Характерным элементом всех астраханских мечетей является соединение основного объема храма с вертикалью минарета над центральным входом в мечеть. Неподалеку от Персидской мечети, в Армянской слободе, в 1771 г. армянским купцом Астуровым была построена церковь во имя святых Петра и Павла. Здесь же находилось компактное поселение астраханских немцев. Немцы появились в Астрахани в начале XVIII столетия, в 1702 г. они стали настойчиво добиваться разрешения на постройку молитвенного дома, который и был построен в 1713 г., но вскоре сгорел. На месте сгоревшей церковной постройки на средства прихожан и надворного советника Лерха вновь была построена деревянная кирха. В 1888 г. началось строительство каменного здания немецкой кирхи, средства на которую собирались долгие годы. Построенная по проекту архитектора К. Домонтовича, в 1892 г. она была торжественно освящена.

В XIX столетии территория Астрахани увеличилась за счет нового района, образовавшегося у западной и северной стен Астраханского кремля на берегу Волги - района «Косы». К первой половине XIX в. в результате постепенного обмеления Волги ее берег значительно отступил от кремлевского бугра, образовав грунтовую площадь, пригодную для застройки. Несмотря на слабый грунт, вновь образовавшаяся территория начала застраиваться, но пока деревянными сооружениями. Строительство каменных построек стало возможно лишь во второй половине XIX в.

К середине XIX столетия относится наиболее подробное описание центра Белого города, к этому времени уже отстроенному как единый ансамбль: «От восточных, кремлевских ворот, на восток же, простирается Московская улица, застроенная сплошь каменными домами под одну крышу. При начале этой улицы, невдалеке от Кремля, вы встречаете прекрасную площадь, на манер Square’a, с красивым садиком, о середине, и обставленную кругом великолепными постройками...». На восточном фасаде площади у кремля «...вы видите длинный, 2-х этажный дом, имеющий 20 окон, на площадь и в нижнем этаже, столько же лавок. Этот красивый дом, покрашенный светло-голубою, здешнею модною краскою, крытый белою черепицею, и в бельэтаже которого находится квартира начальника губернии, имеет прекрасную наружность... Каменный, полукруглый, одноэтажный ряд лавок соединяет его с домом совершенно одинаковой с ним архитектуры, стоящим с ним на одной линии... На северном фасе, вы видите также ряд каменных, 2-х и 3-х этажных домов, тоже красивой архитектуры, из которых в одном помещается штаб оберофицерских детей Астраханского ка-зачьего войска. На западном фасе только два каменных дома: так один из них огромен. На южном прекрасное и огромное, но запущенное теперь здание архивов (летом 1851 г. это здание поновлено) и другое городской Семинарии. Вот как великолепно, без интервалов, под одну крышу, обстроена здесь главная площадь...».

Главная площадь Белого города - бывшая Торговая, Плацпарадная в 1802 г. с превращением дома М. Диланчеева в резиденцию Астраханского губернатора стала называться Губернаторской. В 1884 г., с раз-решения императора Александра III, на средства города по проекту архитектора А.М. Опекушина был установлен памятник Императору Александру II. С этого времени площадь стала именоваться Александровской.

Улицы города в середине XIX столетия освещались фонарями, заправленными тюленьем жиром. К устройству мостовых и тротуаров в то время еще не приступали, хотя вопросы по благоустройству города часто обсуждались на заседаниях Городской думы. Первые булыжные мостовые в Белом городе по Паробичебугорной и Московской улицам появились во второй половине XIX столетия.

Во второй половине XIX столетия новые районы города, на которых стало возможно каменное строительство, превратились в торгово-промышленный центр Астрахани - сосредоточение торговых домов, гостиниц, банков, торгово-складских помещений, промышленных баз - «Коса» и «Закутумье». На главной улице нового района «Косы» - Никольской, долгое время являвшейся пешеходной, появились монументальные строения торговых домов богатейших купеческих фамилий Астрахани - «хлебного короля» Тита Федорова, Ипполита Мочалова, Артемия Тавризова, Григорьевых, Сергеевых и Смирновых. Новые городские районы - «Коса» и «Закутумье» во второй половине XIX столетия обстроились солидными особняками купцов и промышленников. На берегах реки Кутум, напротив друг друга, стоят два особняка - «рыбного короля» В.В. Беззубикова и лесопромышленника А.И. Губина. Особняк В.В. Беззубикова, двухэтажное строение «на погребах», несмотря на формы и приемы псевдоклассицизма конца XIX столетия - треугольный фронтон, полуколонны по второму этажу, архи-тектурный декор на античные темы - трудно назвать парадным, двор-цовым палаццо - в нем все предусмотрено для жизни «на каждый день». В этом отношении противоположностью является особняк А.И. Губина: его архитектура воспроизводит все элементы дворцового палаццо в стиле псевдобарокко. Композиционно-планировочная структура особняка А.И. Губина воспроизводит все составляющие классического итальянского палаццо - рустованный первый этаж, выделенный по

высоте второй парадный и верхний четвертый этажи, вариант аттикового этажа с многообломным карнизом. Здание величественно и грандиозно: в интерьере дворца много просторных залов, оформленных оригинальным лепным декором и наборным паркетом, декоративными росписями, скульптурными произведениями и металлическим декором. Металлический декор особняка А.И. Губина органично вписывается в характер архитектуры - балконные решетки, ворота, карнизные и лестничные обрамления и т.п. выполнены по эскизам автора - архитектора К. Домонтовича. Одним из интереснейших строений этого времени в Астрахани является особняк М.А. Шелехова главы «Торгового дома Братья Шелеховы» на набережной Кутума. В основе проекта этого сооружения лежит принципиально новый для архитектуры конца ХIХ-начала XX столетия прием -расчленение здания на отдельные, функционально разнохарактерные объемы, объединенные в единую асимметричную композицию.

Здесь же на набережной Кутума, неподалеку от Сапожниковского моста, находится небольшое строение - одноэтажный дом с мезонином, построенный в середине XIX столетия в тогда еще малонаселенном районе Астрахани. С этим скромным особняком связана история первого возникновения в Астрахани художественного музея. С 1880-х гг. этот особняк принадлежал купеческой семье Догадиных, в которой родился будущий основатель художественного музея.

В культурной жизни Астрахани в XIX столетии произошли интересные события: появились периодические издания - «Губернские ведомости» с 1830-х годов, «Астраханский справочный листок» и «Астраханский вестник». Каждое периодическое издание, литературно-художественное или коммерческое, посвоему отражало события, происходившие не только в городе Астрахани, но и в Астраханской губернии, Российской империи и во всем мире. Большую роль в жизни города играли базары и рынки, самым значительным из которых был базар Большие Исады, имевший своеобразный характер, отличный от других рынков Астрахани и, тем более, от рынков других городов. Некоторые из посетивших Астрахань писателей находили даже, что Большие Исады в Астрахани своего рода достопримечательность. Первоначально Большие Исады принадлежали Ивановскому монастырю... со временем это место было передано Городской управе и с 1803 г. на берегу Кутума были построены для торговли деревянные сараи, лавки, палатки. В 1881 г. Городское управление внесло решение о благоустройстве рынка, и в 1882 г. началось строительство крытого рынка и ряда других, меньших по размеру, корпусов, рыбных и зеленых рядов. Традиционное устройство торговых рядов с открытыми галереями, которые в период классицизма нередко включались в композицию жилых и общественных зданий, в середине XIX столетия было дополнено введением совершенно нового по характеру торгового здания - пассажа. По типу пассажа было выстроено в Астрахани центральное здание рынка Большие Исады: прямоугольное в плане, замкнутое в объеме, строение состоит из трех нефов, трех галерей, с металлическими перекрытиями. Центральный неф выделен по высоте. Строительство нового здания рынка сопровождалось сооружением в районе Больших Исад каменных домов под гостиницы, торговые дома, столовые, «номера»... В 1891 г. у Красного моста на средства рыбаков, окрестных жителей, торговцев была построена часовня во имя святого Николая, в народе прозванная «Красивой».

В 1894 г. татары, торговавшие на базаре Большие Исады, на свои средства построили мечеть, в дальнейшем называвшуюся Красной мечетью - по своей архитектуре одно из оригинальных строений этого типа.

В конце XIX столетия в Астрахани появились разговоры о строительстве в городе трамвайных путей, железной дороги, электрической станции, новых железобетонных мостов через реку Кутум и Варвациевский канал. Город жил интенсивной жизнью; купцы и промышленники жертвовали значительные суммы на благотворительность, за счет которых в городе возводились школы, детские приюты, больницы, богадельни для одиноких стариков. Для осуществления грандиозных строительных планов в город были приглашены и успешно работали архитекторы, получившие образование в «главных архитектурно-строительных школах» России - П.М. Бутков, С.И. Карягин, П.И. Коржинский, П.В. Шкателов, Э.И. Фольрат, К.К. Домонтович, А.С. Малаховский, А.М. Вейзен, Н.Ф. Антонов, окончивших в разные годы Московское художественное училище живописи, ваяния и зодчества, Институт гражданских инженеров императора Николая I, Императорскую Академию художеств.

Преобразования и благоустройство города Астрахани не менее удачно продолжались в начале XX столетия.

Hosted by uCoz