Экономическое развитие Астраханского края в 30-е годы

В 1925 г. XIV съезд большевистской партии, которая стала именоваться Всесоюзной - ВКП(б), взял курс на индустриализацию страны, который в целом отвечал историческим задачам страны. В противоборстве двух концепций - «бухаринской» (продолжение НЭПа, сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства, приоритетное развитие тяжелой промышленности при одновременном внимании к производству предметов потребления, кооперирование крестьянских хозяйств на добровольной основе) и «сталинский» (свертывание НЭПа, усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение дисциплины, форсированное развитие тяжелой промышленности, использование деревни как поставщика средств и рабочей силы для нужд индустриализации) верх одержала «сталинская» концепция. В целом курс на огосударствление экономики соответствовал мировым тенденциям конца 20-х- начала 30-х гг. С 1928 г. в практику вошло планирование развития экономики в расчете на «пятилетки». В ходе реализации трех первых пятилетних планов (1928-32; 1933-37; 1937-42. выполнение плана прервано в 1941 г.), несмотря на срыв завышенных плановых показателей, ценой неимоверного напряжения сил всего населения СССР достиг экономической независимости от Запада.

В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял директивы по составлению первого пятилетнего плана, причем из двух вариантов в качестве основного был взят оптимальный вариант, задания которого на 20% были выше отправного (минимального). План в мае 1929 г. был принят V Всесоюзным съездом Советов и получил статус закона. План должен был осуществляться в условиях НЭПа на основе хозрасчета предприятий и с опорой на рыночные методы стимулирования развития производства.

Уже в ходе реализации заданий первой пятилетки, в декабре 1929 г., в соответствии со сталинским лозунгом «Пятилетку - в четыре года!» стали пересматриваться плановые задания в сторону их увеличения. Свою роль сыграло ложное убеждение, имеющее глубокие корни в большевизме, что в экономике можно действовать так же, как и в политике, - организовать и вдохновить массы высокими идеями и бросить их в решительный бой за осуществление светлых идеалов. При всем том подавляющая часть населения, втянутая в водоворот социалистического строительства, с энтузиазмом обустраивала свое Отечество.

В Астраханском крае в соответствии с правительственными установками проходило активное обсуждение перспектив развития, вырабатывались в различных отраслях хозяйства свои планы, определялись темпы роста, шел поиск резервов для реализации плановых заданий.

Традиционной отраслью народного хозяйства края, являющейся своеобразным критерием уровня его экономического развития, являлась рыбная промышленность. Само понятие «рыбная промышленность» включает в себя целый комплекс сопутствующих направлений в структуре хозяйства, каждое из которых также имеет собственную инфраструктуру. Но тем не менее эффективное развитие рыбной промышленности обязательно предполагает строительство заводов и фабрик по переработке рыбы, развитие рыболовецкого флота и его оснастку, увеличение энергоемкости, решение транспортных проблем и т.п. Это, в свою очередь, способствует росту занятости населения в производственном процессе и улучшению его материального благосостояния. Опосредованно рыбная отрасль промышленного производства стимулирует жилищное строительство и формирование социокультурной сферы.

Особое место в программе развития рыбной промышленности Астраханского края, как и страны в целом, продолжал играть Волго-Каспийский бассейн. Этим объясняется и тот факт, что на реконструкцию и новое строительство рыбообрабатывающих государственных предприятий, на усиление и механизацию речного тоневого государственного лова правительство выделило в 1931 и 1932 гг. 18 млн. 700 тыс. рублей. Всего же за первую пятилетку в развитие рыбной промышленности было вложено 82 млн. рублей. Централизованное финансирование способствовало совершенствованию технологических процессов обработки рыбы, созданию мощной рыбоконсервной промышленности, широкой индустриализации и концентрации производства.

В 1931 г. произошли изменения в управлении рыбной промышленностью. Из системы Волго-Каспийского госрыбтреста был выделен Урало-Каспийский госрыбтрест. В Астрахани было создано управление Севкаспрыба, объединившее деятельность Волго-Каспийского, Калмыцкого, Урало-Каспийского и Каспийского зверобойного трестов. Перед управлением стояла безотлагательная задача реконструкции и переоснащения существующего и создание совершенно нового, механизированного рыболовецкого флота. Дело в том, что значительную долю в рыболовецком флоте Волго-Каспия составляли деревянные суда. К 1929 г. рыбные организации имели 26027 единиц деревянного флота, в большинстве своем устаревшего, малоемкого типа, построенного еще в довоенное время и сильно изношенного. В 1930-1931 гг. началось пополнение флота вновь построенными рыболовецкими судами. Только в 1930 г. 2305 деревянных судов были спущены на воду.

Одновременно появились новые орудия и способы морского лова. Впервые в СССР в 1930-31 гг. на морских просторах именно Северного Каспия появились флотилии сейнеров, вооруженных близнецовыми тралами, положившими начало механизированному судовому промыслу во внутренних водоемах. На Каспии они получили название сейнерных неводов.

В 1928 г механизированный флот состоял из 19 траулеров, а в 1932 г. их стало уже 78. Сейнеров в 1928 г. на Каспии вообще не было - в 1932 г. их насчитывалось 34. Волго-Каспийский механизированный рыболовецкий флот значительно вырос в годы второй пятилетки.В эти же годы на астраханских судостроительных предприятиях закладывается более двухсот маломерных моторных рыболовных судов и начинается изготовление большого количества двигателей для использования на судах и тонях.

На Северном Каспии впервые в мировой практике ставные невода стали устанавливаться на значительном удалении от берега на морском мелководье. Прежде невода прочно крепились на береговой линии. На Каспии в 1934 г. был организован экспедиционный лов в виде Южно-Каспийской сельдяной экспедиции. По этому образцу и опыту через 15-20 лет были организованы советские океанические экспедиции в Атлантике и Тихом океане.

Наряду с реконструкцией морского промысла технически преобразовывалось и речное рыболовство: к концу 1936 г. на большинстве тоней дельты Волги ручной замет и ручная тяга невода были заменены механическими.

Таким образом, в 30-40-е гг. практически произошла замена старого рыболовецкого флота новым за счет его реконструкции, переоснащения, механизации и совершенствования методов лова рыбы. Эти важные мероприятия привели к значительному росту рыбодобычи в Волго-Каспийском промысловом бассейне, заметно расширили ассортимент добываемой промысловой рыбы. Исключительно большое значение в рыбном промысле составляли сазан, лещ, судак, вобла. В 1934-1936 гг. добыча леща в Северном Прикаспии достигла 1040 тыс. центнеров, в том числе в Волго-Каспийском районе - 982 тыс. В эти же годы среднегодовой улов судака колебался от 855 до 900 тыс. центнеров, сазана - до 220 тыс. Резко повысились уловы воблы, особенно в 1931-1936 гг. - до 2,5 млн. центнеров в год.

С 1937 г., когда в Северном Прикаспии произошли глубокие изменения гидрологических и биологических условий, добыча промысловых рыб начинает постепенно снижаться, однако попрежнему она оставалась значительной по общесоюзным масштабам.

В связи с ростом объемов добычи рыбы в Астраханском крае безотлагательной являлась задача создания мощных предприятий для ее переработки, обеспечения предприятий транспортным флотом.

Для решения этих задач в рыбную промышленность были вложены крупные материальные и денежные средства. С начала 1932 г. в связи со строительством крупных комбинатов капиталовложения увеличились по сравнению с 1929 г. более чем в пять раз, а к 1939 г. - в 9,5 раз. За 1932-39 гг. основные фонды выросли в 2,3 раза за счет введения в строй таких предприятий, как Астраханский рыбоконсервно-холодильный комбинат, а также комбинатов Прикаспийского, им. Володарского и Оранжерейного. Самым мощным являлся, безусловно, Астраханский рыбокомбинат, вошедший в число 518 крупнейших новостроек СССР В годы предвоенных пятилеток рыбокомбинат постоянно наращивал производственные мощности. Фабрики и заводы, строящиеся в его структуре, наполнялись новым технологическим и энергетическим оборудованием, расширялись за счет дополнительных производственных площадей, осваивали производство новейшей по тем временам продукции. История Астраханского рыбокомбината от его возникновения до превращения в крупнейшее предприятие страны исчисляется довольно ограниченным временем: 1930-1937 гг. К концу 40-х годов отечественная рыбная промышленность в лице Астраханского рыбоконсервно-холодильного комбината имела высокопродуктивное предприятие с высокой технологией производства и большими перспективами развития.

Наряду со строительством крупных заводов и фабрик в предвоенные годы были реконструированы в рыбзаводы старые промыслы, произведена их электрификация, налажено бесперебойное снабжение водой, частично осуществлена механизация трудоемких процессов.

Основой комплексного развития рыбной промышленности является, безусловно, наличие судоремонтных и судостроительных предприятии. Их строительство и реконструкция занимали значительную долю в плановых заданиях, поскольку имевшаяся в Астрахани судостроительная промышленность уже не в состоянии была удовлетворить потребности рыбной отрасли народного хозяйства. В связи с этим в годы пятилетки была осуществлена коренная реконструкция созданного в 1925 г. судоремонтного завода им. Энгельса на базе судоремонтных мастерских рыбопромышленника Сапожникова, основанных в 1880 г. В 1935 г. здесь были построены новые корпуса механического, литейного и кузнечного цехов с современным оборудованием, а также электроподстанция и 1-я очередь причальной линии. Производственная мощность завода значительно увеличилась: в зимний период 1935-36 гг. было отремонтировано 264 судна, заложено строительство 8-колесных пароходов мощностью 140-180 л.с. и др. Но все-таки полностью растущие потребности рыбного промысла не удовлетворялись. Поэтому было принято решение рядом построить крупную верфь деревянного судостроения - судоверфь им. С.М. Кирова. На ее строительство, начатое в 1931 г. и завершенное в короткие сроки, было вложено более 10 млн. рублей. Только за первый год работы верфь выпустила продукции на 6227,8 тыс. рублей. В 1937 г. верфь была объединена с заводами им. Энгельса и «Рыбосудмотор», превратившись в самое мощное судоремонтно-судостротельное предприятие рыбной промышленности Волго-Каспийского региона.

В числе новых заводов, построенных в годы предвоенных пятилеток в Астрахани, является судоремонтный завод, сданный в эксплуатацию в 1930 г. и получивший название им. Сталина. На полную мощность он заработал в 1931 г. На его строительство было вложено 12 млн. рублей.

В этот же период на заводе им. III интернационала, история которого начинается в конце XIX в., произошла реконструкция механического, кузнечного, котельного, медно-трубного и других цехов. С 1972 г. на предприятии началось строительство слипа для ремонта разводной части судов и волжских нефтеналивных барж грузоподъемностью до 12 тыс. тонн, длиною 172 м., шириною 24 м. Общая стоимость слипа составила 7330 тыс. рублей. Первой на слип была поднята баржа «Иргиз» грузоподъемностью 10,4 тыс. тонн. Осуществлено это было в августе 1934 г., и с этого времени слип вступил в эксплуатацию. Кстати, подобный слип был в 1936 г. построен также и на судоверфи им. Кирова.

Завод им. III Интернационала постепенно наращивал производственные мощности, с 1929 по 1937 гг. его валовая продукция возросла в 1,7 раза.

В предвоенные годы наряду со строительством новых активно производилась реконструкция и техническое переоснащение ранее действовавших судоремонтных и судостроительных предприятий. Среди них следует отметить завод им. Ленина, мастерские им. Артема (Сергеева), судоверфь Освода, мастерские «Красные баррикады» и ремонтные мастерские на месте теперешнего завода им. Урицкого.

К исходу 1937 г. в Астрахани в общей сложности, не считая мелких мастерских и ремонтных баз, работало 13 предприятий - судоремонтных заводов, мастерских и верфей деревянного судостроения. Уже в самом начале войны, в августе 1941 г., в Астрахани была создана ремонтная база пароходства «Волготанкер» (позднее - з-д им. XXX го-довщины Октябрьской революции). Астраханские судоремнтные заводы за одну зиму ремонтировали до 500-600 судов, не считая рыболовецкого флота.

Наряду с рыболовецким большую роль в хозяйственной жизни Астраханского края играл морской и рейдовый флот. Оба эти вида флота и участок пути от пристани Бертюль до морского рейда с Волго-Каспийским каналом находились в ведении Каспийского пароходства (г. Баку), имевшего в Астрахани свое управление рейдовым флотом. Громадный поток нефтегрузов в морских нефтеналивных шхунах прибывал на астраханский морской рейд, так как из-за большой осадки не мог пройти по Волго-Каспийскому каналу. Из нефтеналивных шхун нефтегруз перекачивался в баржи рейдового флота и следовал дальше до астраханских нефтебаз, откуда перекачивался в речные баржи для дальнейшего следования вверх по Волге.

В 1929 г. речной нефтефлот Астрахани получил к имеющимся еще 20 барж общей грузоподъемностью 130 тыс. т.

В восстановительный период началась постройка новых 1200-сильных паровых колесных буксиров. В 1929 г. вступил в строй первый мощный буксирный пароход «Красный шахтер», переименованный позднее в «Георгия Димитрова». Он мог буксировать караван из четырех барж грузоподъемностью до 28 тыс. т. С этого периода началось систематическое пополнение флота новыми судами, так как ежедневный вывоз нефтепродуктов из Астрахани по Волге составлял уже 5233 тыс. т.

В апреле 1938 г. из состава Нижне-Волжского речного пароходства было выделено самостоятельное Волжское нефтеналивное пароходство Волготанкер.

Значительное пополнение нефтеналивного флота новыми судами, модернизация и увеличение мощности перекачивающих средств привели к росту нефтеперевозок, которые достигли к 1940 г. 7940 тыс. т. в навигацию.

Традиционными в Астраханском крае оставались соляные промыслы. В 1935-40 гг. на Баскунчакском солепромысле были проведены большие работы по механизации ряда технологических процессов. Ручные тачки были заменены транспортерами. Ручная ломка соли в основном была заменена солесосами, с помощью которых стало возможным разрабатывать пласты соли глубиной до двух метров. Добыча соли за час увеличилась до 80 т. вместо 40 ручным способом.

Наряду с ведущими отраслями промышленности, характерными для Астраханского края, дальнейшее развитие в предвоенное десятилетие получили легкая и пищевая промышленность. Среди этих отраслей наиболее значимой в экономической структуре являлась деревообрабатывающая промышленность, поскольку ее развитие было непосредственно связано с судостроением и судоремонтом, а также с другими отраслями промышленности и жилищным строительством. В прямой связи с деревообрабатывающей отраслью находилось бондарное производство, также обусловленное своеобразным экономическим обликом региона: производство деревянных бочек (тогда их называли бондарной посудой) напрямую связано с рыбной промышленостью. Строительство первых бондарных заводов было начато в Астрахани в 1928 г., в том числе заводов им. Сталина и им. Дзержинского. В предвоенные годы они полностью обеспечивали местные нужды, часть продукции производилась для других городов Волго-Каспийского региона. Так, например, з-д им. Сталина только в 1935 г. выпустил 994,4 тыс. цент, тары бондарной, 8864 куб. м тары ящичной и 17761 куб. м пиломатериалов.

Для проведения различных ремонтных работ на предприятиях и учреждениях Астрахани создавались металлообрабатывающие предприятия. К ним относятся: литейно-механическая мастерская управления лесозаводов; судоремонтная мастерская Астраханского рыбакколхозсоюза; судоремонтная мастерская Северо-Каспийского управления регулирования рыболовства и мелиорации; механическая мастерская Гордеткомиссии. Все они были созданы в 1929 -1932 гг. за исключением мастерской Севкаспрыбвода, основание которой относится к 1902 г.

Заметную роль в экономике края играли отрасли легкой, или, как ее тогда называли, местной промышленности. Такое название возникло в связи с тем, что после ликвидации в 1932 г. Совнархоза эти отрасли перешли в подведомство краевому управлению местной промышленности. К концу 30-х гг. местная промышленность в крае была представлена ватной, швейной, макаронной, заводом безалкогольных напитков, пивоваренным, кожевенным и овчинношубным заводами.

Как и во всех других городах и поселках страны, в Астраханском крае, прежде всего в Астрахани, дальнейшее развитие получила пищевая промышленность, в структуре которой находились мясокомбинат (с 1930 г.), хлебокомбинат (3 завода), молочный завод (1933 г.). Развивалось в крае консервное производство. Имевшиеся на территории края консервные заводы в 1926 г. были переданы в ведение Астраханского губисполкома. Построенный в 1916 г. на Криуше мясоконсервный завод, в 30-е годы был дважды реконструирован, на его территории появились новые корпуса консервного и томатного цехов.

Важную роль в развитии рыбной промышленности Астраханской губернии играло сетевязальное производство. Построенное в 1911-1913 гг. на окраине города предприятие «Товарищество механической сетевязальной фабрики в Астрахани» в начале 30-х годов было преобразовано в машинизированное сетевязальное предприятие. К1933 г. на фабрике насчитывалось уже 23 сетевязальных машины. Благодаря совершенствованию организации труда и технологии сетевязального производства объем валовой продукции фабрики в 1940 г. составил 3830 тыс. рублей.

Развитие всех отраслей промышленности в Астрахани повлекло значительный рост потребления электроэнергии, что поставило вопрос о необходимости расширения городской электростанции. К ноябрю 1928 г. ее мощность с 800 киловатт в 1925 г. выросла до 3600. Быстрая загрузка расширенной станции и непрерывно возраставший спрос на электроэнергию со стороны промышленности, транспорта и других предприятий города уже в 1929 г. привели к необходимости ее дальнейшего расширения. 17 ноября 1929 г. постановлением крайисполкома был одобрен план расширения мощности станции до 10-11 тыс. киловатт. Однако в следующем, 1930 г., в связи с решением Краевого центра о постройке в Астрахани районной электростанции и наличием ряда затруднений для расширения станции по намеченному ранее проекту (отсутствие помещений для котельных установок, нарушение квартальной планировки города при возведении новых зданий для станции и прочее) - президиум горсовета Астрахани 14 августа 1930 г. принял решение расширить станцию до 5000 киловатт и о строительстве в Астрахани районной электростанции.

Работы по новому расширению станции велись на протяжении 1931-1934 гг. Уже в 1933 г. мощность станции была доведена до 6200 киловатт и оставалась без изменений все предвоенные годы. Все эти меры дали возможность снабдить энергией ряд предприятий, в первую очередь промышленных, а также частично расширить сеть уличного освещения города. Кроме того, увеличение мощности станции позволило значительно удлинить протяженность трамвайных путей и увеличить количество пассажирских перевозок трамваем. В 1937 г. было перевезено 35,2 млн. человек вместо 5,5 млн. в 1923-24 гг.

Характеризуя достижения в экономическом развитии Астраханского края в предвоенное десятилетие, следует признать, что действительно, результаты во многих отраслях промышленного развития были впечатляющими. Людям был свойственен неподдельный энтузиазм, стремление любой ценой выполнить правительственные задания. Для этого потребовалось неимоверное перенапряжение и концентрация всех сил, за счет которых и был осуществлен индустриальный прорыв. Следует различать, когда речь идет о сооружении новых и рекон-струкции старых промышленных и других предприятий, и когда о их реальной производственной отдаче. Хотя цифровые производственные показатели и внушительны, однако некоторые предприятия государственные планы хронически не выполняли, поскольку последние изначально были завышены и никак не сообразовывались с реальными возможностями завода или фабрики и коллектива людей, на них работающего. Кроме того, не единичны примеры организационной неразберихи, отсутствия необходимой финансовой базы. Руководство завода им. X годовщины Октябрьской революции, например, долгое время не могло выяснить, кому предприятие должно подчиняться - Судостройремонту или Совторгфлоту. Попытки директоров ряда заводов открыто поставить некоторые вопросы, касающиеся издержек производственной деятельности, большевистское руководство расценивало как политический демарш.

В 1931 г. завод им. III Интернационала выполнил план судоремонта только на 70%, в итоге во всем были обвинены оппортунисты и троцкисты, которых усиленно стали искать в коллективе завода. Невыполнение плана заводом им. X годовщины Октябрьской революции было поставлено в вину «правооппортунистическому руководству завода».

Парадокс ситуации тех лет заключается в том, что необдуманно высокие темпы производства в какой-то мере способствовали концентрации усилий производственных коллективов, и вместе с тем дезорганизовывали и лихорадили их работу, вызывали чувство растерянности, а зачастую и страха. Особенно наглядно это проявлялось при реализации сталинской политики «форсированного рывка в деревне».

Сознавая, что форсированная индустриализация и упрочение командных высот в экономике невозможны при сохранении мелкотовар-ного частного крестьянского хозяйства, сталинское руководство в 1928-29 гг. взяло курс на «сплошную коллективизацию» деревни и ликвидацию зажиточного слоя крестьянства («кулачества»). Создание формально самоуправляемых коллективных хозяйств (колхозов), которые наряду с государственными хозяйствами (совхозами) стали основными производителями сельскохозяйственной продукции, позволило советскому государству значительно увеличить объем принудительных заготовок продовольствия и сырья, хотя сельскохозяйственное производство оставалось на уровне 1924-28 гг. Насильственное изъятие сельхозпродукции без учета потребностей самой деревни привело в 1932-33 гг. к массовому голоду на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе, жертвами которого стали миллионы человек.

Характеризуя хозяйственную жизнь астраханской деревни, следует отметить, что здесь традиционным занятием населения являлся рыбный промысел. Сельское хозяйство и, в частности, производство зерна не получило на территории Астраханского края достаточного распространения. Несмотря на это, сельскохозяйственное производство играло важную роль. Достаточно сказать, что накануне перехода к пятилетним планам посевные площади в крае составляли 110,3 млн. га.

Преимущественными направлениями сельскохозяйственного производства являлись садоводство, виноградарство, огородничество и бахчеводство. В годы предвоенных пятилеток эти отрасли сельского хозяйства большого развития не получили, оставаясь примерно на уровне 1926-27 гг. и по количеству занимаемых площадей, и по собранной продукции. Объясняется это обстоятельство тем, что местные хозяйственные организации и органы власти не придавали особой роли ни садоводству, ни виноградарству, не усматривая в них стабильных источников пополнения государственной казны. Сами же крестьяне, поставленные под жесткий государственный контроль, не видели смыс-ла расширять личное садоводство и виноградарство, поскольку оно не приносило им заметных доходов. Загоняемые насильственно в рыбо-ловецкие колхозы, жители деревень все более отрывались от земледельческих работ, что не могло не сказаться на урожайности садов и виноградников в Астраханском крае. Официальная статистика свидетельствует о том, что к 1935 г. общая площадь астраханских виноградников сократилась до 130 га против 1200 в 1913 г. Соответственно сократился и вывоз винограда в северные города России: в 1913 г. вывозилось 200-300 тыс. пудов (3-5 тыс. т.), в 1934 г. - всего лишь 13 т.

Идентичная картина наблюдалась и в садоводстве.

Несколько стабильнее обстояло дело в огородничестве и бахчеводстве. Урожайность огородов и бахчей в условиях поливного хозяйства достигла с одного гектара 38 т. помидор, 133 т. арбузов, 50-100 т. кормовой свеклы. Значительная часть урожая поступала в другие регионы России, прежде всего в северные города. Но и в этой отрасли сельскохозяйственного производства в эти годы шло сокращение посевных площадей.

В годы пятилеток предпринимались попытки, не давшие, однако, ощутимого экономического эффекта, расширить посевные площади и увеличить сбор урожая технических культур: хлопка, сои, кунжута, арахиса и некоторых других. Не занимая первенствующих позиций в сельскохозяйственном производстве, эти культуры являлись важным сырьевым источником для развития местных отраслей промышленности.

Исключительно важное значение в сельскохозяйственной деятельности жителей края занимало выращивание риса, урожайность которого в 1935-1936 гг. составляла 16 ц с гектара. С этого времени выращивание хлопка почти полностью прекращается, уступая место рисоводству. В 1939 г. урожай риса в отдельных хозяйствах достигал 42,7 ц с гектара.

Традиционным занятием сельского населения края являлось животноводство, хотя и его развитие в предвоенные годы значительных результатов не достигло. Более того, в указанный период значительно сократилось поголовье скота в результате его насильственного изъятия у крестьян, отнесенных по большевистским меркам в разряд кулаков. Не избежали такой участи и многие середняцкие хозяйства.

Подавляющая часть сельского населения Астраханского края занималась рыболовством, которое являлось основным источником его доходов. Все другие занятия были сопутствующими и играли, как правило, второстепенный характер, теряя из года в год товарный характер.

К 1927 г. на базе ранее сформировавшихся производственно-кооперативных товариществ ловцов стали складываться ловецкие артели, которым передавались суда, построенные за счет государственных кредитов. К началу 1928 г. в Астраханском районе насчитывалось 12 рыболовецких артелей. Дополняя общую картину добровольных действий сельского населения по совместной организации труда, следует заметить, что кроме рыболовецких артелей в Астраханском крае в 20-е годы широкое развитие получила промысловая кооперация. На 1 января 1928 г. в крае действовало 40 кооперативов, объединивших 1747 человек. Кроме того, по инициативе сельских жителей создавались крестьянские общества взаимопомощи. Все эти коллективные объединения имели уже достаточно большой опыт и вполне справлялись с решением насущных хозяйственных задач.

Так обстояло дело до XV съезда ВКП(б) (декабрь 1927 г.). Хотя на съезде не шла речь о сплошной коллективизации, последующая практика, однако, не соответствовала его решениям. Съезд, в первую очередь, поставил вопрос о развитии всех форм кооперации, о том, что кооперативная задача постепенного перехода к коллективным формам хозяйствования дело длительное и сложное. Во многих документах ближайшего послесъездовского периода пока еще отсутствовало требование «быстрейшей коллективизации», «форсирования темпов» и т.п. Об этом свидетельствуют материалы постановления бюро Аст-раханского губкома партии «Об организации отдела по работе в де-ревне» (8 февраля 1930 г.), VI губернского съезда крестьянских обществ взаимопомощи, Резолюция собрания уполномоченных колхозов (весна 1928 г.). В решениях этих форумов говорилось о развитии в крае всех отраслей сельскохозяйственного производства на базе четкого планирования и учета социальных факторов села, но ничего не говорилось о сроках коллективного строительства и их форсировании.

Форсированный характер колхозное строительство приобретает в последние два месяца 1929 г. и в первые месяцы 1930 г. Не перегружая текст избыточными статистическими сведениями по всем показателям коллективизации рыболовецких частных промыслов за каждый год пятилеток, приведем лишь промежуточные данные, отражающие общие тенденции этого процесса. К февралю 1930 г. в рыболовецкие колхозы вступило 23598 ловецких хозяйств, что составляло 80% к общему количеству рыбацких хозяйств в округе. Однако насильственные меры по обобществлению средств производства, ликвидация рыночных структур во всех сферах ловецкого хозяйства привели к сокращению роста колхозов и выходу из ранее созданных части ловцов. Так, если на 1 марта 1930 г. по Астраханскому округу было коллекти-визировано 80,3%, то к 1 апреля 18,2% ловцов вышли из колхозов.

Заметный перелом в развитии рыболовецких колхозов наступил после опубликования постановления Советского правительства от 16 апреля 1930 г. «О льготах ловецким колхозам и единоличным рыбацким хозяйствам», установившего сдельную оплату труда ловцов (75% от улова в море и 65% - в реке). В дальнейшие годы продолжалось строительство колхозов, но не столько за счет создания новых сколько за счет разукрупнения существовавших. К концу второй и началу третьей пятилетки коллективизация рыболовецких хозяйств в Астраханском крае в основном завершилась. Об этом свидетельствуют статистические данные, приведенные исследователем С.Е. Дорохиным по Икрянинскому, Камызякскому, Володаровскому, Красноярскому и На-римановскому районам: в 1937-1940 гг. в указанных районах было 103 рыболовецких колхоза, в которые в 1937 г. входили 32215 человек, а в 1940 г. - 57338 (25110 дворов). Колхозы были объединены в Астрахан-ский союз рыболовецких колхозов (АРКС).

Кратко характеризуя организацию рыболовецких колхозов, следует отметить, что постепенно укреплялась их материальная база, совершенствовались методы лова рыбы, частично была осуществлена механизация труда, для ремонтного обслуживания рыболовецких судов в 1932-33 гг. стали создаваться моторно-рыболовные станции (РМС) по типу МТС в сельскохозяйственной отрасли производства.

Все эти преобразования значительно повысили производительность труда рыбаков. В весенние путины средний вылов рыбы на рыбака-колхозника был в два-три раза выше рыбака-единоличника. Разнообразные статистические сведения по многим показателям организации, содержания и эффективности производственной деятельности рыболовецких хозяйств Астраханского края представлены в доступных читателю опубликованных источниках и работах исследователей-краеведов, поэтому здесь нет необходимости их повторять. Следует лишь заметить, что преобразование мелкого хозяйства в крупное коллективное, позволило перевести рыбное производство в крае на плановые начала его регулирования и управления. Государство, таким об-разом, обрело возможность устанавливать не только объем и другие параметры производства, но и, главным образом, размеры ежегодных поставок продукции этого производства, гарантирующих получение почти ее половины с правом полного и бесконтрольного распоряжения. Такая система взаимоотношений колхозов с государством означала внеэкономический характер принуждения колхозника к труду, вследствие чего тот утрачивал заинтересованность в подъеме хозяйства своей артели.

В последнее время в отечественной литературе преобладают негативные оценки коллективизации. Конечно, в истории отечественной деревни это едва ли не самая трагическая страница. Достаточно лишь напомнить о раскулачивании, возведенном в ранг официальной политики в деревне, и о насильственном переселении «кулаков» как ее со-ставной части, об экспроприации и обобществлении личного скота, птицы, рыболовецких снастей, лодок, предметов домашнего обихода и т.д. Неоспоримым является факт тесной связи коллективизации и раскулачивания, взаимообусловленной всем ходом развития социально-экономических отношений в рассматриваемый период. Но признание этого не дает оснований отрицать или замалчивать другое: коллективизация обеспечила форсированную перекачку средств из крестьянских хозяйств в промышленность; она позволила во второй половине 30-х годов постепенно стабилизировать экономическое положение в Астраханском крае, как и в стране в целом, повысить производительность труда в колхозном производстве.

Hosted by uCoz