Народное образование и подготовка кадров в Астраханском крае в 30-е годы

Главные задачи в сфере образования в 30-е годы оставались те же, что и в 20-е, - ликвидация неграмотности, введение всеобщего начального образования, массовая подготовка специалистов.

Общая направленность государственной политики в области преобразований культуры по-прежнему определялась с точки зрения задач «классовой борьбы пролетариата за социализм». Но эти задачи стали пониматься более упрощенно. В 20-е годы преобладало представление о культурной революции как о многогранном процессе преодоления культурной отсталости страны. Ленин, который впервые ввел этот термин в 1923 г. в статье «О кооперации», употребил его именно в этом смысле. В выступлении Сталина в марте 1929 г культурная рево-люция сводилась к введению обязательного начального, а затем сред-него образования. В это же время в стране был взят курс на форсиро-ванную индустриализацию промышленности и насильственную кол-лективизацию деревни, что повлияло на темпы и методы культурных преобразований. Обстановка штурмовщины из хозяйственной сферы распространилась на народное образование. Система образования не была готова к решению поставленных задач «в кратчайший срок». Потому и ставка делалась на чрезвычайные меры. Употребление военизированной лексики («культпоход», «культштурм», «культармейцы») в таком мирном деле, как обучение грамоте, отражало атмосферу времени. Наиболее активно тенденции штурмовщины проявились в организации работы по преодолению безграмотности среди взрослого населения.

Признавая несовершенство форм и методов ликбеза, следует, однако, признать, что ликвидация неграмотности, особенно среди взрослого населения, явилась крайне важной и безотлагательной, так как подавляющая масса населения была безграмотной.

По первой Всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г., грамотное население г. Астрахани составляло 18 %. Грамотность сельских жителей Астраханской губернии - 14 %.1 Заметим, что среднероссийский показатель был несколько выше - 21 %. Не претер-пело больших изменений состояние грамотности и ко времени установления Советской власти в Астраханском крае. Хотя вопросу просвещения народных масс уделялось внимание с первых лет установления Советской власти как в центре, так и на местах, однако более планомерно и целенаправленно эта работа стала проводиться в годы первой пятилетки. Характерной чертой этого периода явилось ускорение темпов культурно-просветительной работы, наметился рост активности общественности в деле ликвидации неграмотности среди разных слоев населения. Одним из проявлений этой активности явилась практическая деятельность общества «Долой неграмотность» (ОДН).

В августе 1928 г. ЦК ВЛКСМ принял решение провести Всесоюзный культпоход за грамотность. Созданное еще в конце 1923 г. общество «Долой неграмотность» во главе с М.И. Калининым активизировало свою работу именно с 1928 г. Астраханское отделение общества было оформлено весной 1924 г. Местные ячейки ОДН были очень слабы и малочисленны. 10 ноября 1928 г. в Астрахани состоялась конференция инспекторов по ликвидации неграмотности. На ней присутствовали представители всех отделений ОДН сельских районов. Участники конференции в своих выступлениях отмечали слабую работу ячеек ОДН. Всего в это время в ОДН числилось 3620 человек, из них 1665 человек входили в сельские ячейки. Однако опыта работы у них не было. По инициативе окружного комитета ВЛКСМ был создан штаб по ликвидации неграмотности, при исполкоме - комиссия, перед которой ставилась задача объединить усилия всех общественных организаций, занимающихся ликбезом. С этого времени активизировалась разъяснительная работа и агитация среди населения о необходимости более организованного подхода к делу ликвидации неграмотности. Повсеместно стали создаваться ячейки ОДН, а созданные ранее расширялись и укреплялись. Постепенно возрастал приток неграмотных и малограмотных на пункты ликбеза, или как их тогда называли - лик пункты. Окружной совет ОДН и окружной штаб ВЛКСМ по ликвидации неграмотности объявили конкурс на лучшую ячейку ОДН. Условия конкурса были опубликованы на страницах газеты рабочей молодежи «Рупор комсомола». Хотя итоги конкурса и не были подведены, однако 552 комсомольца города записались в отряд культармейцев. Так было принято называть активных участников Всесоюзного культурного похода за грамотность. Планы по ликвидации неграмотности были изначально завышены и не учитывали реальные возможности: не хватало тех, кто сам мог обучать чтению и письму, мало было школ грамотности, библиотеки и избы-читальни не располагали нужными учебниками и практически были бессильны оказывать реальную помощь культармейцам и безграмотным. В течение 1927/28 и 1928/29 учебных годов плановые задания и обязательства по ликвидации неграмотности не выполнялись. Как правило, занятия прекращались ввиду сезонных работ (путина, посевная и др.). Установленный четырехмесячный срок обучения в школе грамотности сокращался до полутора-двух месяцев.

Инспекторская проверка состояния школьных помещений, выборочно проведенная осенью 1928 г., показала, что из 17 школ грамотности города лишь 6 отвечали минимальным требованиям, из 39 школ Трусовского района только 5 располагали возможностью обучать грамотности взрослое население. Цифры свидетельствуют о реальном состоянии в деле ликвидации неграмотности в Астраханском округе. В 1930 г. предполагалось обучить не менее 130 тыс. неграмотных и малограмотных. Однако к 25 декабря 1930 г. по округу обучалось лишь 80 тыс., что составляло примерно 62% от плана. В некоторых районах дело ограничивалось лишь ведомственными постановлениями и пред-писаниями об организации работы по ликвидации неграмотности. Были, однако, и территории, где работа по ликбезу велась успешно. План 1930 г. выполнили Владимировский и Икрянинский районы, в которых обучением были охвачены 24 тыс. взрослых.

2 января 1931 г. в газете «Коммунист» было опубликовано письмо краевого комитета партии, где отмечалось, что «... краевой комитет партии постановил закончить кампанию ликвидации неграмотности к 1 мая 1931 года и превратить край... в край сплошной грамотности». На вооружение был взят лозунг - «Нижняя Волга должна стать краем сплошной грамотности!». С этого времени активизировалась практическая и организационная работа ОДН. В январе 1931 г. был проведен первый межрайонный слет культармейцев, где были подведены итоги состояния грамотности в городе и деревне, определены задачи на 1931 г. Особое внимание уделялось обучению грамотности ловецкого населения, так как путина практически прерывала процесс обучения и после ее завершения приходилось приступать к обучению заново. Теперь предусматривалось проводить ликбез и во время путины. Для этого были подготовлены специальные кадры культармейцев, разработаны и отпечатаны учебные пособия и планы по сокращенной программе, специальные памятки для культармейцев. Для обучения взрослого ловецкого населения было выдано 1275 букварей на рус-ском, 465 на казахском языках, 2401 экземпляр журнала «По заветам Ленина», 5850 карандашей, 157 наглядных пособий. Грамоте обучали непосредственно на промыслах, тонях и рыболовецких судах. Подобная работа проводилась на полевых станах в период осенне-весенних полевых работ. В некоторых селах удалось привлечь к обучению все взрослое население. Это такие села, как Оля, Федоровка, Седлистое, Тумак, Мултановка, Рычан, Мошаик и некоторые другие. Но все-таки план ликвидации неграмотности ловецкого населения оказался нереальным, выполнить его не удалось: планировалось обучить 26587 человек, фактически ликбезом было охвачено 17665. Да и уровень при-обретенной грамотности оставался очень низким.

В начале апреля 1932 г. бюро Астраханского горкома ВКП(б) совместно с краевой Особой комиссией по ликбезу внесли предложение провести второй «культштурм» в Калмыкии. Первый проводился здесь в 1931 г., в ходе которого, как сообщает печать тех лет, было обучено 40 тыс. неграмотных и 29779 малограмотных. Таким образом, грамотность взрослого населения достигла примерно 80 %.

Теперь ставилась задача полностью ликвидировать безграмотность среди взрослого калмыцкого населения. «Культштурм» был проведен с 1 мая до 7 октября 1932 г., однако полностью задачу решить не удалось и на этот раз. Работа по ликбезу среди калмыков была продолжена в годы второй пятилетки. История борьбы за ликвидацию неграмотности в Астраханском крае насчитывает немало примеров высокой сознательности жителей сельского населения. В культпоходе участвовали почти все грамотные люди деревни. Крестьяне и ловцы по мере своих сил помогали культпоходу: бесплатно предоставляли для занятий свои избы, обеспечивали ликпункты топливом, керосином, простейшей мебелью, устраивали субботники по заготовке дров в фонд культпохода, по оборудованию ликпунктов, собирали денежные средства по дворам (самообложение) и т.д. В газете «Коммунист» постоянно подводились итоги по борьбе с неграмотностью, назывались лучшие ячейки ОДН, активные культармейцы. Местная периодическая печать донесла до нас пафос тех дней, искреннее желание людей приобщиться к основам культуры - грамотности.

Хотя успехи в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, достигнутые в ходе культпохода были ощутимы, однако пре-вратить Астраханский край в край сплошной грамотности к 1 мая 1931 г. (как и к концу пятилетки) не удалось. К концу 1932 г. грамот-ность взрослого населения Астраханского края в возрасте от 16 до 50 лет составляла примерно 90 %. В большинстве сельских районов процент грамотных к исходу пятилетки составлял 70-75 %. Такова официальная статистика. Однако есть все основания сомневаться в ее достоверности, поскольку отчетность искажалась в угоду общей тенденции тех лет: социалистическое соревнование, массовые кампании за-ведомо предопределяли завышенную отчетность. Высокие темпы лик-видации неграмотности обесценивались низким качеством обучения. Если с этим не согласиться, то трудно объяснить ситуацию, при которой и в годы второй пятилетки лозунг немедленной ликвидации безграмотности по-прежнему оставался актуальным. Большинство взрослых, обученных в ходе чрезвычайной кампании по ликвидации неграмотности, едва умели читать и поставить подпись. Много неграмотных оставалось среди лиц старше 50 лет.

В предвоенные годы в Астраханском крае работа по обучению грамоте взрослого населения несколько систематизировалась. Она была перенесена из ликпунктов в школы рабочей и крестьянской молодежи, в школы для взрослых. Улучшилась их обеспеченность письменными принадлежностями, бумагой, учебниками. Однако попрежнему приоритетным финансированием пользовались отрасли народного хозяйства, бюджетные ассигнования на культуру выделялись по остаточному принципу. Уровень материальной обеспеченности, как и в предшествующие годы, отставал от потребностей.

По данным переписи 1939 г., массовая неграмотность к этому времени была преодолена - доля грамотных по РСФСР в возрасте 9-49 лет составила 89,7%. Вспомним, что по астраханской статистике этот показатель равнялся 90 % но еще в 1932 г., что подтверждает некоторую завышенность показателей. Следует также учитывать, что накануне первого пятилетнего плана уровень образования грамотности взрослого населения Астраханского края был ниже среднероссийского - примерно 50% населения было безграмотным.

При всех оговорках следует, однако, признать, что работа была проведена большая, общественная активность населения также была высокой. Бескорыстный труд на ниве народного просвещения сотен людей различных профессий свидетельствовал о том, что они верили в высокие цели, в светлые идеалы будущего: это и являлось источником оптимизма, энтузиазма и энергии людей того времени. Материальные трудности отступали на задний план перед величием задач, в которые искренне верили. В этом - залог того несомненного успеха, который был достигнут в деле ликвидации неграмотности.

Преодоление массовой неграмотности было невозможно без введения всеобщего обучения детей. Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем начальном обязательном обучении» было принято 25 июля 1930 г. Всеобуч вводился с 1930/31 уч. года для детей 8-10 летнего возраста в объеме 4-х лет для подростков, не прошедших начального обучения, в объеме ускоренных 1-2-х годичных курсов. Для детей, окончивших школу первой ступени, устанавливалось обязательное обучение в школе - семилетке.

После выхода Постановления в Астраханском крае был составлен предварительный план всеобуча, который позднее корректировался по ходу его реализации. В пояснительной записке к плану говорилось, что «...правительство постановило считать последним годом введение всеобуча в республике 1933/34 уч. год. Однако в Астраханском округе этот срок может быть сокращен при активной работе всех советских и общественных органов до 1931/32 учебного года». Этот документ свидетельствует, что штурмовщина перехлестывала всякие разумные пределы и в этом деле. Руководители края предполагали решить сложнейшую задачу всеобуча всего за один год. Но для этого надо было решить массу проблем - от строительства новых школьных зданий до обеспечения школьников тетрадями и учебниками. Сложнейшей являлась проблема учительских кадров. Учителя начальной школы часто сами имели лишь начальное образование.

На развитие школьного образования в Астраханском крае к 1933/ 34 уч. году планировалось израсходовать 16689400 руб., из них в 1931/ 32 г. - 2735300 руб., что было явно недостаточно. Многие финансово-экономические проблемы были переложены на плечи населения. В крае был объявлен сбор денежных пожертвований на строительство школьных зданий. Это в какой-то мере помогало решать проблему, однако школьных помещений не хватало, занятия проводились в две-три смены. Местные власти нашли еще один вариант выхода из ситуации: конфисковывали дома «кулаков» и приспосабливали их под школьные помещения. Только в 1931 г. в Астраханском крае было изъято 80 «кулацких» домов и передано под школы.

В крае было объявлено о формировании общественного фонда всеобуча. С этой целью проводились субботники в пользу фонда, отчислялись деньги различными предприятиями, заводами и фабриками, производились личные вклады астраханцев в развитие школьного дела. Таким образом, всеобуч перерос из ведомственных рамок в общенародное дело, что, впрочем, было характерно для решения всех народно-хозяйственных задач тех лет.

Статистика тех лет не дает точных сводных данных о количестве школ в Астраханском крае. Это объясняется, по-видимому, тем, что во многих случаях занятия с детьми проводились в помещениях нешкольного типа, отнесение их к разряду школ давало неправдоподобные результаты, не отражающие реальной ситуации. Более достоверной является статистика второй и третьей пятилеток, о которой будет сказано позднее. Что же касается сведений о количестве школьников, то они представлены в официальной статистике. Так, в 1929/30 уч. г. в Астраханском крае всеобучем было охвачено 28995 детей школьного возраста, к 1 сентября 1931 г. эта цифра выросла до 37745 человек, в том числе детей татар - 3850, детей казахов - 4135. Показатели эти значительны, однако качество содержания обучения оставалось низким. Высоким был процент второгодничества, в среднем по краю он составлял 15%, а в некоторых школах - 30-40% (Наримановский и Володарский районы). В связи с проведением путины и сельскохозяйственных работ детей снимали с занятий, значительно сокращая для них учебный год. Так, в ряде школ Зеленгинского района посещаемость с апреля сокращалась до 40 %, в Енотаевском - до 85 %, в Никольском - до 60 %. Особенно коротким учебный год был в сельских национальных школах. Средняя продолжительность обучения в школах первой сту-пени (I-IV кл.) г. Астрахани в годы первой пятилетки составила 3,7 года, в сельских - 2,8 года вместо 4-х лет по плану.

Не решена была в полной мере и проблема с подготовкой учительских кадров.

Несмотря на многочисленные трудности и учитывая даже некоторую завышенную отчетность руководителей тех лет, следует отметить значительные результаты в деле всеобуча. По официальным данным (на начало учебного года без учета годового отсева и процента второгодничества), в 1932 г. 99,8 % детей школьного возраста Астра-ханского края обучались в школах.

Хотя официально было объявлено, что к 1932 г. всеобуч был осуществлен, фактически это свершилось к 1937 г.

Во второй пятилетке положение в школьном деле стабилизировалось. Значительные перемены происходили в школе второй ступени. В связи с быстрыми темпами развития начального обучения их количество значительно возросло. К 1 сентября 1937 г. в Астраханском крае в 296-и 5-7-х классах обучалось 11897 детей 12-14 летнего возраста, что свидетельствует о начале перехода ко всеобщему семилетнему обучению.

В годы второго пятилетнего плана началось восстановление и расширение общего среднего образования, школы семилетки реорганизовывались в десятилетки. В течение 1931 г. старшие классы общеобразовательной школы были реорганизованы в техникумы, быстро росли новые типы школ - школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы крестьянской (сельской) молодежи (ШКМ, ШСМ). На начало 1937/38 уч. года в крае насчитывалось 77 классов, в которых обучались 2532 ученика 7-10 классов.

На 1 сентября 1939 г. всего в Астраханском крае действовало 486 начальных, семилетних и средних школ с учащимися в количестве 124300 человек. Таким образом, за короткие сроки были достигнуты большие изменения в области народного образования в крае.

Общая сумма ассигнований на народное образование в 1936/37 уч. году по Астраханскому краю составила 10 млн. 500 тыс. рублей, из них на начальные, семилетние и средние школы расходовалось 4 млн. 669 тыс. 500 руб., остальная сумма предназначалась на развитие вузов, техникумов, школ ФЗХШКМ и ШСМ, а также появившихся при вузах рабфаков.

Развитие перечисленных выше типов учебных заведений и форм обучения (за исключением общеобразовательной школы) предназначалось для подготовки специалистов всех основных отраслей народного хозяйства Астраханского края. К исходу 30-х годов в них обучалось немногим более 12 тыс. человек. В 1940/41 уч. году в Астрахани насчитывалось 15 техникумов, 11 школ ФЗХЗ высших учебных заведения, при каждом из которых были открыты рабфаки. Кроме того, два рабфака были открыты специально для подготовки и поступления в Саратовский автодорожный институт и Горьковский институт инженеров водного транспорта. Сеть учебных заведений отражала прежде всего особенности экономики края. Кадры для рыбной промышленности готовили рыбный институт (тогда он назывался РЫБ-ВТУЗ), рыбопромышленный и речной, для сельского хозяйства - ветеринарный и плодоовощной техникумы. С 1932 г. был возрожден пединститут, который до 1922 г, когда он был закрыт, назывался практическим институтом народного образования. Кроме института, подготовку учителей осуществляли русский, казахский, калмыцкий и татарский педтехникумы. Подготовку медицинских работников разных специальностей осуществляли мединститут и медицинский техникум. Кроме того, в Астрахани были два вечерних вуза - строительный и комвуз. Действовали также автотранспортный, финансовый, кооперативный, художественный, музейный техникумы и техникум искусств. Для партийно-комсомольской работы осуществлялась подготовка кадров в четырех совпартшколах - русской (в 1937 г. она была переименована в газетную школу), казахской, татарской и калмыцкой.

К исходу 30-х годов в Астрахани стала налаживаться работа по повышению квалификации кадров, прежде всего учителей. Для этой цели на базе Краевого института повышения квалификации кадров народного образования было создано астраханское отделение. При Астраханском филиале курсового обучения Наркомсоюза РСФСР повышали квалификацию работники водного транспорта, рыбной промышленности, муниципального хозяйства. Для переподготовки бухгалтеров (по терминологии тех лет - счетных работников), плановиков - экономистов в Астрахани был создан учебный учетно-экономический комбинат.

Таким образом, в результате расширения форм и методов подготовки специалистов их численность росла быстро. Достаточно сказать, что к концу 30-х годов новые пополнения, подготовленные за годы советской власти, составили примерно 80-85 % от общей численности специалистов всех отраслей народного хозяйства, культурной и социально-бытовой сферы Астраханского края.

Hosted by uCoz