Срубная культура в Астраханском крае

После катакомбных племен во 2 тыс. до н.э. в степях и лесостепях от Нижней Волги до Днепра на западе и до Приуралья на востоке расслелились племена срубной культуры. У племен срубной культуры умерших хоронили в грунтовых ямах, в которых иногда устраивались деревянные срубы, отчего и получила свое название эта культура. Число известных поселений и могильников этого времени насчитывает уже много тысяч.

Количество срубного населения на Нижней Волге и в степях Юго-Восточной Европы заметно возросло в XIII-XII вв. до н.э., как за счет притока новых групп срубников из-за Волги, так и за счет естественного прироста населения, обжившего благоприятные для жилья районы. Последнее подтверждается массовым появлением детских погребений в курганах, количество которых на ранних стадиях было значительно меньше.

Захоронения производились как в материк, так и в насыпь кургана, ямы прямоугольные или овальные. Срубов или других сложных деревянных конструкций в погребениях раннего этапа нет, хотя иногда встречаются следы деревянного перекрытия из тонких плах, сучьев, веток.

Погребенных клали на левый, реже на правый бок в скорченном положении с согнутыми руками, головой на восток или северо-восток. Около погребенных продолжают ставить острореберные, горшковидные и баночные сосуды. В поздний период срубной культуры керамика была представлена лишь посудой баночного типа.

До недавнего времени исследователи отрицали наличие погребений срубной культуры на территории Калмыкии, такое мнение преобладало до раскопок 1974 г. За три полевых сезона 1974-1976 гг. нами были обнаружены десятки погребений срубной культуры в Калмыкии и степных районах Волжского правобережья. Между Сарпинскими озерами и Волгой открыты самые южные из известных сейчас памятников этого времени.

Все погребения срубной культуры оказались впускными, в прямоугольных или овальных ямах; погребенные лежали головой на юг, восток или запад в скорченном положении на левом, реже - правом боку. Погребальный инвентарь - лепные острореберные или баночные сосуды, раковина, костяной наконечник стрелы, кремень. Керамика аналогична нижневолжской.

Основным видом памятников степных районов Поволжского Правобережья являются курганные могильники, чаще всего встречающиеся в топографической зоне Сарпинских озер. Реже встречаются могильники в системе мочагов, разграниченных небольшими водоразделами. Этот район тянется вдоль Волги. Между этими двумя зонами располагается ровная степь, где могильники встречаются крайне редко.

Исследователь Нижневолжского региона В.П. Шилов, ссылаясь на П.С. Рыкова, отмечает ряд захоронений эпохи бронзы, найденных на развеянных дюнах, например, у сел Болхуны, Сероглазово Астраханской области и в других местах.

С 1981 по 1984 гг. археологической экспедицией Астраханского педагогического института под руководством автора этих строк исследованы десятки погребений срубного времени в Ахтубинском районе Астраханской области. Погребенные лежали на левом боку скорченно, с руками у лица, головой на восток или северо-восток. Охры в погребениях не было, в засыпи одной из могил найден уголь. Керамика представлена горшковидной, острореберной и баночной формами. Среди погребального инвентаря сохранились бусы, бисер, бронзовые ножи.

С XV в. до н.э. срубные племена основательно осваивают степь, о чем говорит появление большого количества одновременно существу-ющих поселений, первоначально возникавших на первых пойменных террасах по берегам рек и степных озер.

Жилища, состоящие из двух половин - жилой и хозяйственной, представляли собой четырехугольные землянки или полуземлянки, перекрытые двускатной или четырехскатной крышей, с очагами в земляном полу в жилой половине.

Скотоводство составляло основу хозяйства племен срубной культуры. Роль рыболовства и охоты заметно уменьшается.

Подвижный характер скотоводства реконструируется по данным погребальных памятников степной зоны. В работе, посвященной проблемам освоения степей Нижнего Поволжья и построенной на материалах раскопок курганных могильников, В. П. Шилов пришел к выводу, что открытые степи осваивались древним населением северной части волгоградского Поволжья в середине II тыс. до н.э., а южной части волгоградского и астраханского Поволжья - в первой половине II тыс. до н.э., а может быть, и раньше. По мнению исследователя, этот период стал временем перехода от пастушеского скотоводства к кочевому, становлению срубников как ранних кочевников. Скотоводы не могли сидеть на одном месте из-за недостатка в воде и кормах. Зимние метели заставляли скотоводов передвигаться на юг к «черным землям», где выпадал минимальный снежный покров, и скот мог легко добывать себе корм. Скота в стаде содержалось столько, чтобы прокормить семью, хотя уже выделялись отдельные лица, видимо, вожди, владеющие большими стадами: шел процесс формирования частной собственности на скот и имущественного расслоения общества. В курганах встречаются полированные булавы, подчеркивающие социальную значимость их владельца. Находки кладов бронзовых изделии так-же свидетельствуют о накоплении богатств у отдельных лиц.

У срубных племен существовала металлообработка. Находки литейных форм, тиглей, сопел, медных шлаков, каменных молотов, пестов для дробления руды или проковки отлитых изделий свидетельствуют о наличии очага металлургии и металлообработки в Нижнем Поволжье в срубное время.

С прогрессивными явлениями в области экономики связан значительный рост численности населения. Возникла необходимость в освоении обширных новых территорий - новых пастбищ, новых пахотных участков. В середине II тысячелетия до н.э. племена срубной культуры, освоив Волго-Донское междуречье, расселяются на запад за Дон и на восток до реки Урал, их погребения встречаются до Днепра и Буга.

Развитие скотоводства, прогресс литейной металлургии и возросшие культурные связи обусловили рост производительных сил племен Нижнего Поволжья и усложнение их социальной структуры. Произошло окончательное становление патриархальнородовых отношений, сформировалась большая патриархальная семья.

Срубная культурно-историческая общность создала свое мощное и разветвленное информационное и культурное пространство, в котором эффективно осуществлялись функции реальной власти, способствовавшие обеспечению потребностей людей в пище, жизнеобеспечении и личной безопасности. Уникальная стандартизация в сфере материальной и духовной культуры дала основание для вывода о наличии у срубного населения достаточно выраженной централизованной системы властных структур и аппарата власти, строго контролирующего исполнение нормативных установок, что нашло выражение в удивительном сходстве сосудов, их орнаментики, технологии изготовления, а также в соблюдении догматов погребальной практики.

Археолого-этнографические материалы говорят о том, что древняя могила являет собой представления людей о модели мира: подземная часть символизирует нижний мир, надземная - верхний. Это членение соответствовало представлению о двух основных душах человека. Первая из них известна в этнографии как душа - тень. Ее посмертное существование связано с низом. Это темная сила. Вторая из двух душ, известная как душаимя, душаптица, являлась олицетворением бессмертия. Ее посмертное существование было связано с верхом, с солнечным восходом. Идея совмещения в человеке, как и во всем сущем, двух противоположных начал - темного и светлого - лежала в основе всего первобытного мировоззрения.

Hosted by uCoz