Савроматская археологическая культура в Астраханском крае

Много информации о савроматах, их верованиях, обрядах и материальной культуре принесли раскопки их погребений. Савроматские костяки, обнаруженные в Поволжье, в большинстве случаев лежат головой на запад (реже на восток) в вытянутом положении на спине, руки - вдоль туловища (одна кисть - на тазовых костях). Выявлено шесть типов савроматских могил: узкие прямоугольные и продолговатые могилы; небольшие широкие прямоугольные могилы; большие прямоугольные и квадратные могилы; круглые и овальные могилы; погребения на древнем горизонте; могилы с камерами (подбоями и катакомбами).

Для первого и второго типов характерны рядовые погребения, а для третьего и четвертого типов - погребения савроматской знати,3 что свидетельствует о социальном и имущественном расслоении этих кочевников.

Количество и качество погребального инвентаря определялось социальным и имущественным положением покойников. В этом смысле богатым погребениям не повезло, поскольку подавляющее большинство из них было ограблено, вероятно, еще в древности. Но бывают и счастливые исключения. Так, в 1986 г. у поселка Комсомольский было найдено женское жреческое погребение рубежа VI-V вв. до н.э. На груди покойной находилась массивная золотая пластина в виде кулана; на черепе и рядом - несколько золотых бляшек и пластин, некогда нашитых на головной убор. Ранее, при раскопках курганного могильника вблизи с. Соленое Займище Черноярского района в 1963 г. было найдено парное савроматское погребение V в. до н.э., отличающееся богатством и разнообразием погребального инвентаря.

По мнению исследовательниц данного погребения, обнаруженные в ряде савроматских могил парные захоронения мужчины и женщины свидетельствуют о наличии у савроматов патриархата. С одной стороны, такая гипотеза подтверждается сравнительно-историческим материалом погребальных обрядов древних скотоводов, видимо, рассматривавших женщин как часть своего имущества. С другой стороны, она противоречит данным античных авторов, Геродота и Гиппократа, подчеркивавших «женоуправляемость» савроматов и воинственность их женщин как результат их происхождения от амазонок. Эти представления сохранялись и позднее. По всей видимости, их следует отнести к сказочным элементам, придававшим сочинениям древних авторов определенную степень занимательности.

О верованиях савроматов (как и сарматов) можно судить в основном лишь по археологическим находкам, обнаруженным преимущественно в курганных захоронениях, так как об их мифологии практически почти ничего не известно, поскольку античные авторы об этом не писали, а немногочисленные сюжетные композиции на сарматских изделиях могут лишь косвенно свидетельствовать о близости основных религиозных представлений этих племен к верованиям скифов и других ираноязычных кочевников той эпохи.

В частности, К.Ф. Смирнов систематизировал находки, связанные с использованием огня в погребальном ритуале, интерпретированные им как различные формы проявления культа огня, известные также и у других индоиранских народов. М.Г Мошкова подчеркивает, что сожжения удостаивались немногие савроматы высокого социального положения, в частности, жрицы, хранительницы культа домашнего очага или огня, погребенные с каменными жертвенниками-алтариками.

Следует оговориться, что трупосожжение само по себе еще не может свидетельствовать о наличии или отсутствии культа огня. Например, с распространением культа огня у иранских зороастрийцев был введен строжайший запрет на любое его осквернение, так что трупосожжение у них исключалось. Но в древнейшие времена этот обряд, видимо, был довольно широко распространен у индоевропейских кочевых народов. В частности, он отражен в древнейшем индоарийском сборнике гимнов «Ригведа», оформившемся на рубеже II-I тыс. до н.э. Эти соображения, наряду с находками жертвенников-алтариков, косвенно подкрепляют гипотезу об отражении культа огня в погребальных обрядах савроматов. Культ домашнего очага отражен в сообщении о савроматских обычаях Исигона Никейского: «Если кто из врагов прибегнет к огню на очаге и замарает лицо угольями, то уже не обижают его, как домочадца». Погребения, расположенные вокруг древнего кургана, как и сам погребальный ритуал свидетельствуют о культе предков, типичном для народов древности.

Сравнительно-исторический метод исследования позволяет предполагать, что у савроматов, как и у других народов, находящихся на подобной стадии развития, существовал культ природы в ее главных проявлениях, в частности, культ рек и солнца, хотя в отношении рек имеются лишь поздние и косвенные данные, а о культе солнца можно догадываться только по подвескам дискообразной или колесообразной формы. Что касается изображений животных, вы-полненных в савроматском зверином стиле, то их семантика не раскрыта, хотя в ходе исследований скифо-сибирского звериного стиля выдвигались различные гипотезы (магическая или тотемистическая символика, зооморфные божества и т.д.). Весьма проблематична и гипотеза о семи главных божествах савроматского пантеона, воз-главляемых богиней, основанная исключительно на скифском материале.

Хозяйство савроматов можно охарактеризовать, опираясь на те же археологические материалы, обнаруженные в курганных могильниках, поскольку ни поселений, ни стационарных жилищ у этих кочевников, видимо, не было. Скорее всего, жили они в кибитках или шатрах, установленных на повозках. Само расположение курганных могильников в бассейне Волги показывает, что савроматы кочевали в меридиональном направлении, переходя с пастбища на пастбище: летом - на север, зимой - на юг. Несмотря на кочевой быт, савроматы пользовались глиняной лепной посудой. На основе изучения найденной в погребальных комплексах Нижнего Поволжья савроматской керамики, К.Ф. Смирнов выделил семь типов плоскодонных сосудов. В мужских, а также в 20 % женских погребений археологи нашли оружие - железные мечи, кинжалы, ножи, втульчатые наконечники копий и стрел (последние - как из бронзы, так и из железа). Основная масса металлических изделий поступала к савроматам от соседних осед-лых народов, возможно, частично в качестве дани. Если для приуральских савроматов основными поставщиками были восточные племена, то савроматы Волго-Донского междуречья получали изделия с юга (с Кавказа и Предкавказья) и запада (из Северного Причерноморья).

Савроматская эпоха, судя по археологическим материалам, наглядно демонстрирующим социальные и имущественные отличия

погребенных, была временем разложения родоплеменных отношений и формирования военно-родовой верхушки общества. Вместе со знат-ными воинами погребали их коней.

Политическая история савроматов (как и социально-экономическая) из-за отсутствия конкретных сведений в письменных памятниках реконструируется в основном по материалам археологических иссле-дований. Раскопки показывают, что погребения, по обрядам и инвентарю подобные нижневолжским, еще в VI-V вв. до н.э. распространились в Предкавказье в бассейне р. Маныч и междуречье Кумы и Терека.

По мнению К.Ф. Смирнова, первая волна савроматских племен, мирно перешедших через Дон на рубеже V-IV вв. до н.э., зафиксирована античными авторами под именем сирматов. В дальнейшем «миролюбивые отношения» (по мнению М.Г Мошковой), якобы существовавшие между скифами и савроматами, были нарушены: активное вторжение савроматских племен привело к вытеснению скифов в Крым.

Относительная близость савроматов к скифам проявилась и в распространении у них предметов прикладного искусства, изготовленных в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Все савроматские изделия звериного стиля изображают копытных животных, хищных птиц и зверей. Савроматский звериный стиль, по мнению К.Ф. Смирнова, был заимствован извне, а его особенности развились в VI-IV вв. до н.э.

Существует мнение, что искусство Нижнего Поволжья скифского времени более сходно с искусством Приднепровья и Кавказа, чем с искусством восточных районов, к которому тяготеет звериный стиль Южного Приуралья.

Таким образом, савроматская эпоха представляется чрезвычайно важным периодом в жизни довольно значительного массива ираноязычных племен VII-IV вв. до н.э., населявших южнорусские степи. Вхождение в железный век совпало у них с оформлением чисто кочевой экономики, отражением которой стали соответствующие черты культуры и быта. В это время происходило разложение родоплеменных отношений, в ходе которого выделялась военно-родовая знать. Трудно сказать, как повлияли на савроматов вторжения персов в VI в. до н.э. в земли среднеазиатских массагетов при Кире Великом и на территорию европейских скифов при Дарии I, но общая тенденция натиска кочевников с востока на запад сохранилась.

Hosted by uCoz