Реформы 60-80-х годов XIX века в Астраханском краеОтмена крепостного права - крупнейшее событие в России, определившее ее дальнейший путь исторического развития. Уже во время подготовки реформы в Редакционных комиссиях и комиссиях Министерства внутренних дел разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях органов местного управления, полиции, суда, поднимались вопросы, связанные с рекрутской повинностью. Началась подготовка преобразований в системе городского управления. Прежде всего правительство стремилось переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению хозяйства. Городовое положение от 16/28 июня 1870 г. гласило следующее: «...Мы повелели приступить к общему оных пересмотру и начертанию нового законоположения о городском общественном управлении и хозяйстве. ...утвердив его и препровождая в Правительствующий Сенат, повелеваем: 1. Настоящее Положение ввести ныне же в действие в следующих губернских и областных городах: Архангельске, Астрахани, Кишиневе, Владимире...». По Городовому положению создавались всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и другим владельцам недвижимой собственности в пределах города. Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным - Городская управа под председательством городского головы. Для надзора за деятельностью Городской думы в губернии положением от 1870 г. создавалось «губернское по городским делам присутствие» чиновников под председательством губернатора. 18 декабря 1870 г. Астраханская Городская дума приступила к наиболее важному аспекту своей деятельности - выборам городского головы и членов Городской управы. Городская управа сразу же по избрании была разделена на ряд отделов - столов: распорядительный, хозяйственный, бухгалтерский и воинского учета. Управа ежегодно составляла отчет по денежным средствам. Если вопросом сбора налогов ведало оброчное отделение, то составлением отчетов - бухгалтерское. Основным отчетным документом оброчного отделения считалась раскладочная ведомость налогов Астраханской Городской управы. В ней содержались весьма ценные на сегодняшний день сведения: поименный список граждан, их сословная принадлежность, размер уплачиваемых налогов. Основными отчетными документами бухгалтерского отделения были: приходно-расходные книги, отчеты и табели. Каждое отделение управы, а не только вышеуказанные, имело свою отчетную документацию, которую тщательно вело и хранило. По окончании года на собрании Городской управы проводился анализ работы всех отделений на основе представленной ими документации, а затем составлялся отчет Городской управы за год, который передавался на рассмотрение Городской думе, городскому голове и губернатору. Астраханская Городская дума была также учреждена в 1870 г. на основании Городового положения. Состав думы избирался на четыре года по принципу сословного представительства. Контроль за деятельностью Астраханской городской думы осуществлялся губернатором. Гласные думы при вступлении в должность давали «клятвенное обещание», т.е. принимали присягу, как и члены Городской управы. Работа думы была строго регламентирована, заседания ее проводились по специальной программе. Программа заседаний иногда публиковалась в «Астраханском справочном листке». Вот лишь некоторые, наиболее важные для муниципалитета вопросы, рассмотренные на за-седаниях с 1871 по 1873 гг.: 17 янв.1872 г. - проект устава о ремесленных школах; 24 апр. 1872 г. - открытие в Астрахани городского банка и об-разование пожарной команды для вольнонаемных. 30 октября 1872 г. дума рассматривала заявление гласного думы Х.Н. Хлебникова, в котором ставились вопросы об уменьшении числа членов Городской управы с 1 января 1873 г., об изменениях инструкции занятиям управы и порядке делопроизводства в ней и уменьшении числа смотрителей при управе. Предложения Х.Н. Хлебникова были весьма смелыми для своего времени, поскольку пытаться усомниться в правильном назначении для общественного управления числа гласных думы или управы, а тем более коснуться их функций означало причислить себя к оппозиционерам. Но никакого шума эти предложения не вызвали. Они были просто отклонены. Наиболее важным документом, принятым Городской думой, являются «Обязательные для жителей города Астрахани правила по предметам городского благоустройства». Для их выполнения дума и управа могли воспользоваться, согласно предписанию губернатора, принудительной властью полицейского управления. Правила касались следующих вопросов городской жизни: 1. Порядка содержания пристаней, переправ, перевозов, пользования ими, а также извозного промысла. 2. Порядка содержания боен. 3.Соблюдение чистоты в помещениях для продажи продовольствия и напитков. Не менее важными для жизни города являлись такие вопросы, как поддержание чистоты водоемов; внутреннего распорядка на рынках и базарах; предупреждения эпизоотии, пожаров, наводнений и пр. В 1871 г., в декабре, на заседании Городской думы рассматривался вопрос о переустройстве полицейского управления города Астрахани. Была составлена записка, предложенная для обсуждения в Губернском правлении. Губернское правление, ознакомившись с запиской, отправило запрос в МВД. На основании предписания министра внутренних дел было издано распоряжение за №1271. Городская дума и Городская управа приступили к непосредственному исполнению: город был разделен на посты, околотки, участки, вводилась определенная выплата жалованья полицейским. Причем дума лишь отдавала распоряжения управе, а та уже занималась практической стороной дела. Астраханская Городская дума и Городская управа в основном выполнили поставленные перед ними задачи: в городе был создан городской общественный банк, общественная библиотека, проведен водопровод, улучшен внешний облик города. Судебная реформа 1864 г. явилась одной из важнейших в череде реформ 60-70-х гг. ХГХ в. Основной характеристикой проводимой судебной реформы стала постепенность. Указом Сената было решено ввести судебные уставы в 1865 г. лишь в Москве и Петербурге, а затем, в течение четырех лет, в губерниях Европейской части России. Но даже за 25 лет это так и не удалось осуществить. Но постепенность в проведении этой реформы была просто необходима по многим причинам. Во-первых, на проведение реформы в Европейской части России требовалось 9 млн. рублей золотом и еще 3 млн. на строительство или ремонт судебных учреждений; во-вторых, необходимо было подготовить юристов (к 1865 г. в России было 1,5 тыс. юристов с высшим образованием); и, наконец, в третьих, требовалось определенное время для моральной подготовки населения к новому суду: бессословному, открытому, гласному. Кроме того, 19 октября 1865 г. было установлено, что действие судебных уставов распространяется без изменения лишь на те губернии, где были введены земские учреждения. В остальных же губерниях вопрос о распространении действия судебных уставов решался посредством предварительного соглашения министра юстиции с губернатором и министром внутренних дел. Состоявшаяся в 1872 г. переписка между астраханским губернатором, тайным советником Н.Н. Биппеном и министром юстиции закончилась принятием решения о введении института мировых судей в Астраханской губернии до введения судебной реформы в полном объеме. И лишь в мае 1878 г. началось проведение в Астраханской губернии мероприятий, связанных с судебной реформой, а именно введение мировых судебных установлений (за исключением территорий, занятых калмыками, кочующими в пределах губернии). При этом необходимо было соблюдение следующих правил: мировые судебные установления вводятся на основании судебных Уставов 1864 г. и Положения от 19 октября 1865 г. Время введения в действие мировых судебных установлений в губернии определялось министром юстиции по соглашению с министрами внутренних дел и финансов. Были установлены Временные правила по проведению реформы суда в Астраханской губернии, согласно которым мировые судьи в Астраханской губернии должны были назначаться правительством, а не избираться, согласно ст. 10 Учреждения судебных установлений. Правила определяли также состав временных губернских комитетов, возглавляемых губернатором. В них входили предводители губернского и уездного дворянства, городской голова, губернский прокурор, а так-же председатель палаты уголовного и гражданского суда и наказной атаман Астраханского казачьего войска. Временный губернский комитет составлял списки предполагаемых кандидатов на должности мировых судей. Эти списки представлялись на рассмотрение министру юстиции. Кроме участковых и почетных мировых судей, назначались еще и добавочные мировые судьи. В их функции входило рассмотрение дел в тех местностях, где не было участковых мировых судей. Участковые к добавочные мировые судьи назначались императором по представлению министра юстиции. После получения на месте утверженного Правительствующим Сенатом количества мировых участков и округов, а также приказа по Министерству юстиции о лицах, утвержденных в звании мировых судей, местный уездный судья г. Астрахани приглашал их для принятия присяги. Председатель мирового съезда назначался министром юстиции из числа мировых судей округа. Время и место открытия мировых съездов также определялось министром юстиции. Списки кандидатур на должность мирового судьи составлялись ежегодно для замены выбывших по какой-либо причине мировых судей. Все расходы по введению судебных установлений, а также на устройство и содержание мест заключения ложились на местное население. С этой целью были введены дополнительные сборы «впредь до введения земских учреждений». Кроме указанных расходов, предполагалось собрать 1817 руб. в год на содержание калмыцкого стола при Астраханской соединенной палате и 600 руб. - прокурору за просмотр постановлений улусных зарго. Кроме того, было составлено временное расписание по окладам и содержанию мировых судей, секретарей и приставов, а также расписание чинам палат уголовного и гражданского суда. Последнее состояло из председателя палаты, товарища председателя и членов палат, судебных приставов, губернского прокурора и переводчиков с калмыцкого и татарского языков. Оплата жалованья чинам палат производилась из государственного казначейства. По временному расписанию в Астраханской губернии было: 16 участковых мировых судей, три добавочных мировых судьи и 12 судебных приставов. Астраханская губерния была разделена на три миро-вых округа: Астраханско-Красноярский, Енотаевско-Черноярский и Царевский. Благодаря такому делению в каждом мировом округе оказалось приблизительно равное количество жителей (по 120-130 тыс. человек). Губерния была разделена на мировые участки: Астраханский уезд - 6 мировых участков, Красноярский - 2, Черноярский - 3, Царевский - 3. После введения в Астраханской губернии новых судебных учреждений сложилась интересная ситуация: вместе сосуществовали два прокурора - Астраханский губернский прокурор и прокурор Астраханского окружного суда. Их функции были одинаковы: надзор за соблюдением законов учреждениями, должностными лицами и населением. Должность Астраханского губернского прокурора была введена еще в 1780 г., т.е. в дореформенное время. А должность прокурора Астраханского окружного суда вводилась судебной реформой. Эта неувязка была разрешена лишь в 1894 г., когда должность Астраханского губернского прокурора была упразднена. До 1894 г. не был разрешен вопрос об уездных членах Астраханского окружного суда. Съезды мировых судей начали функционировать с 1878 г. Таким образом, в Астраханской губернии были созданы: институт мировых судей, съезды мировых судей и окружные суды. Судебная же палата так и не была создана, т.к. по указу Сената от 7 июля 1878 г. астраханские мировые судебные установления причислялись к «ведению Саратовской судебной палаты», открытой в 1871 году. Ей были подсудны Саратовская, Тамбовская, Пензенская губернии и Новоузенский уезд Самарской губернии. Такое гигантское расширение подведомственных территорий нарушало принцип доступности судебных учреждений. В 60-70-х гг. XIX в. в России была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся наиболее важной реформой - системой комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности, а также проведения ряда мер по перевооружению армии. 1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный Манифест о нем. Согласно ст. 42, 64 и 74 Устава «О всеобщей воинской повинности» 1874 г., Астраханская губерния была разделена на 8 призывных участков: 2 - в Астраханском уезде, 1 - в Красноярском, 2 - в Енотаевском , 2 - в Черноярском. Подробно описывались все волости и территории, входившие в каждый участок. При этом каждый призывной участок имел свой призывной пункт. Главный штаб Военного министерства обратился к астраханскому губернатору с требованием предоставить сведения с обозначением призывных пунктов, а также числа душ в каждом городе, селе и поселке. Такие сведения были собраны. 13 апреля 1874 г. астраханскому губернатору поступило циркулярное предложение министра внутренних дел за №9 об открытии в виде аванса каждому губернскому и областному по воинской повинности присутствию кредита в размере 200 руб. на каждое подведомственное ему уездное или окружное и городское по воинской повинности присутствие. Управляющий Морским министерством сообщал в июне 1875 г., и это сообщение циркулярно было направлено астраханскому губернатору, что почти все новобранцы, поступающие на службу во флот, в том числе и из Астраханской губернии, очень плохо подготовлены к службе. Вследствие этого генерал-адъютант Лесовский выразил мнение и пожелание генерал-адмирала об изыскании способов к наибольшему поступлению во флот подготовленных новобранцев. В связи с этим уездные или окружные и городские по воинской повинности присутствия обязывались ежегодно к 1 июля отправлять в инспекторский департамент Морского министерства сведения о числе тех лиц из внесенных в призывные списки каждого призывного участка, кто в гражданской жизни занимался судоходством, рыболовством, служил машинистом, кочегаром, мастеровым на верфи, корабельным плотником, котельщиком и т.п. Таким образом, военная реформа, как и большинство реформ 60-70 гг. XIX в., затронула и Астраханскую губернию.
|