Катакомбная культура в Астраханском краеВ начале второго тысячелетия до нашей эры на смену ямной приходит катакомбная культура, получившая название от особенности погребального обряда: в одной из стенок подкурганной ямы для захоронения вырубали особую камеру - катакомбу. Племена катакомбной культуры занимали обширную территорию от Волги до Днепра, почти ту же самую территорию, которую занимали племена предшествующей ямной культуры. Продвижение целых групп населения Северного Кавказа в южные степи хорошо подтверждается археологическим материалом, вместе с тем не противоречит возможности генетически связывать катакомбную культуру с предшествующей ей ямной культурой. Археологические данные позволяют говорить о том, что расселение северокавказских племен происходило небольшими группами, причем наблюдалась быстрая ассимиляция пришлого населения местным. Г.Ф. Дебец убедительно доказал, что представители как ямной, так и катакомбной культур типичные европеоиды. В настоящее время выделяются локальные варианты катакомбной культуры. Один из них - Волго-Манычский - захватывает низовья Дона, весь Маныч и астраханские степи до нижнего течения Волги. В этом районе погребения катакомбной культуры оказались впускными в курганы, насыпанные в древнеямное время. Все погребения совершены в катакомбах, вырытых в одной из стен входной ямы, чаще всего дно входной ямы выше пола катакомбы. Погребенные лежали в скорченном положении на левом боку, головой на восток, юго-восток, юг. В могилах найдена охра, кости баранов и лошадей. Катакомбные погребения нашего региона отличает обилие керамики разных форм, часто покрытой красным ангобом. Все сосуды лепные, плоскодонные, широкогорлые, в большинстве случаев с округлым туловом, некоторые сосуды украшены пышным орнаментом. Встречаются также орнаментированные курильницы на крестовидных ножках, сердоликовые, пастовые, костяные бусы, височные подвески в полтора оборота, бронзовые крюки, листовидные наконечники копий и другие предметы. В мотивах орнамента на керамике часты круги, спирали, четырехугольники, ромбы и другие геометрические фигуры, перекрещивающиеся линии, обозначавшие в первобытном искусстве солнце, жизнь, свет и воскресение. В составе керамического материала особое место занимают сосуды, известные среди исследователей под названием курильниц, которые считаются ритуальными, так как в них находят угли, золу, следы красок. Они представляют собой невысокие чаши на крестовидных ножках, с широкими бортами, на одном из краев расположено отделение, предназначенное для ароматических веществ, часто в нем находят их сгоревшие остатки. У большинства курильниц вся поверхность покрыта орнаментацией. Для катакомбного общества характерно намеренное подчеркивание профессии умершего, известны захоронения разного ранга знати, оружейников, литейщиков, колесников, кожевников, воинов, художников, служителей культа и т.д. В богатых могилах присутствует напутственная пища и следы огненного ритуала. В катакомбном обществе уделялось большое внимание подчеркиванию социальной и профессиональной принадлежности. Мерилом богатства считался скот, дававший скотоводу молоко, мясо, кожи и служивший тягловой силой при передвижениях по бескрайним степным просторам. На основании анализа остеологического материала исследователи пришли к заключению о наличии у племен катакомбной культуры развитого скотоводства. Приручение домашних животных в эпоху катакомбной культуры завершается. Сосредоточение главного богатства - скота в руках отдельных семей привело к появлению богатых и бедных, о чем свидетельствуют курганы, каждый из которых служил кладбищем отдельной семьи. В родовых могильниках, в каждом кургане этого времени основным является мужское погребение главы патриархальной семьи. Основное погребение мужчины иногда сопровождается булавой, видимо, подобные захоронения принадлежат вождям, которые становятся во главе рода или племени. Большой интерес археологов вызвало парное погребение в повозке в кургане 4 первой группы Лолинского могильника Калмыкии. Погребение было совершено в четырехколесной повозке с арочно-плетеным перекрытием кузова. В ней находились костяки женщины и мужчины. Рядом с этим погребением оказалась катакомба с совместным погребением мужчины, женщины и ребенка, над могилой во входной яме стояла такая же четырехколесная повозка. Обряд хоронить умерших в повозках или вместе с повозками получил широкое распространение в степях от Волги до Дона в катакомбное время. Лишь в районе поселка Лола, в Элистинском могильнике и в зоне Чограйского водохранилища найдено 13 повозок: две глиняные модели кибитки, поставленные на повозке (фургоны) и одна глиняная модель колеса. В повозки впрягались быки. Бычья упряжка распространилась задолго до того, как в колесницы и телеги стали запрягать лошадей, свидетельства чему появляются лишь во второй половине II тысячелетия до нашей эры. В эпоху катакомбной культуры на Нижней Волге попрежнему одним из основных богатств считались овцы - регулярные поставщики высокосортного мяса, шерсти, молока. В детских погребениях находят от нескольких десятков до сотен овечьих астрагалов, которые служили игральными костями. Кроме овец разводились козы, о чем свидетельствуют астрагалы более мелкого размера. В погребениях встречаются также кости крупного рогатого скота. Не потеряли значения в хозяйстве охота и рыболовство. Поселения располагались обычно по берегам рек или озер, на их территории находят каменные, сверленые или просто округлые глиняные грузила для сетей, что говорит о наличии сетей для рыбной ловли. Берега рек были удобны также для подсобного земледелия. Племена жили большими родовыми поселками, которым соответствовали и родовые курганные могильники, где каждый курган принадлежал отдельной семье. В 1974 г. вышла работа ЕМ. Бонгарда-Левина и Э.А. Грантовского, в которой они подвергли тщательному анализу различные источники и на основании этого пришли к выводу, что «прароди-ной» индоиранских племен, т.е. ариев, могли быть только области Юго-Восточной Европы - от Днепра до Урала, куда входит и наш регион, где в течение тысячелетий обитали племена древнеямной, а затем катакомбной культуры.
|