Просвещение и образование в крае в 1900-1910 годыСоциально-политические катаклизмы на рубеже ХIХ-ХХ вв. активизировали творческую инициативу прогрессивно мыслящей части российского общества, стремившейся различными формами и методами воздействовать на политические события в стране, на общественное сознание. Культурническая деятельность традиционно считалась одним из основных резервов, позволявших повысить уровень просвещения и образования населения, приобщить его к основам национальной культуры и искусства. Важные просветительские функции в Астрахани выполняло литературно-драматическое общество, возникшее еще в конце XIX в. Его целью являлось «содействовать развитию литературного и драматического образования среди членов и оказывать возможную помощь лицам, посвятившим себя изучению драматического искусства». Общество устраивало публичные лекции и чтения, литературные и драматические вечера и спектакли. Оно объединяло в своих рядах местную интеллигенцию: учителей, врачей, служащих государственных учреждений, артистов, студенческую молодежь, местных коммерсантов. В его рядах были видные политические ссыльные, участники революционной борьбы в Астрахани Б.В. Авилов, А.Л. Катанская, С.К. Вржосек и др. К примеру, С.К. Вржосек - член «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» - за антиправительственную деятельность был арестован и на три года выслан в Астрахань. Позже, уже в советское время, и сследователь А.Л. Катанская писала: «Ссыльные проникали в Астраханское литературное общество..., вели там агитацию, приглашая в эти собрания учащуюся молодежь». Состав и численность членов литературно-драматического общества отражают общественно-политическую атмосферу в городе в пору приближающейся народной революции. Если в 1899 году общество насчитывало 88 членов, в 1902 г. - 150, то в 1903 г. - 600 с лишним человек. Представители различных политических и социальных взглядов стремились превратить литературно-драматическое общество в трибуну для пропаганды своих идей. Социал-демократы, например, использовали общество для распространения идей марксизма. Сначала литературно-драматическое общество представляло собой своеобразный «светский» клуб, деятельность которого носила узко просветительский характер, а с 1902 г., когда во главе общества встали С.К. Вржосек А.В. Авилов, характер деятельности общества изменился, оно стало одним из легальных звеньев социал-демократической организации города. Среди активных участников литературно-драматического общества были учителя. Об этом свидетельствуют многочисленные донесения, рапорты, циркуляры астраханской жандармерии. Иногда литературные заседания общества перерастали в острые политические дискуссии. Все это привело к тому, что в ноябре 1906 г. местные власти закрыли литературное общество. Прогрессивно настроенной астраханской интеллигенцией в начале XX в. предпринимались попытки создания «народного университета» по примеру некоторых университетов России. Астраханская периодическая печать сообщала своим читателям: «В 1906 году группой лиц по инициативе Х.Н. Сергеева было устроено учредительное собрание по организации в Астрахани народного университета по примеру других городов. Пока выработан устав и в скором времени ожидается фактическое открытие нового просветительного учреждения, нужда в котором давно уже назрела. В пользу фонда народного университета был устроен ряд увеселительных вечеров и лекций». Осуществить на деле открытие просветительного учреждения оказалось значительно труднее. Лишь через шесть лет, в 1912 г., в делах Астраханской жандармерии появляется «Переписка о народном университете Астрахани», где сообщается, что «16 января 1912 года зарегистрировано общество народных университетов». Далее сообщается, что «...цель общества - содействие к устройству в Астрахани и губернии научно-просветительских учреждений для народа... Общество внепартийно и преследует культурно-просветительные задачи. Оно будет учреждать образовательные и профессиональные курсы, отдельные лекции, чтения, открывать библиотеки, читальни...». Особенностью общественно-политического движения тех лет являлось то, что оно расширяло свои географические рамки, втягивая в свою орбиту некоторые уездные центры Астраханского каря. Это характерно прежде всего для тех населенных пунктов, где отбывали свой срок политичсекие ссыльные: Черный Яр, Енотаевка, Красный Яр. Так, например, в Черном Яру 27 октября 1908 г. они провели собрание, на котором обсуждались задачи, цели и средства агитационно-просветительской работы среди местного населения. В Енотаевске в 1909 г. в доме крестьянина Головко была открыта библиотека ссыльных. Обнаруженная и уничтоженная властями в конце 1912 г., эта библиотека все-таки выполнила некоторую просветительскую миссию среди местного крестьянского населения. Беспокойство у местной власти и полиции вызвало создание в 1913 г. Астраханского общества политических ссыльных, целями которого были: а) материальная и духовная взаимопомощь; б) материальная помощь политическим заключенным в тюрьмах; в) материальная помощь проходящим через Астраханскую губернию политссыльным, возвращающимся из ссылок. В §15 устава общества говорилось о необходимости духовной помощи в организации библиотек, читален, лекций, чтений, учебных занятий. Средства общества формировались из членских взносов, сборов с вечеров, спектаклей, лекций и от частных пожертвований. Судьба общества оказалась недолговечной, по-скольку его идеология не вписывалась в государственную политику. Из XIX в XX век перешли многие проблемы школы и школьного образования. Представители самых разнообразных социальных слоев общества поднимали в печати вопросы воспитания и образования, прежде всего, детей школьного возраста. С развитием общества потребность в грамотных работниках во всех сферах жизни росла и в связи с этим поступали предложения о введении всеобщего начального обучения. С этой целью 17 января 1895 г. была проведена однодневная Всероссийская перепись населения, а в 1900 г. - опубликованы ее результаты. Средний процент окончивших полный курс составлял по губернии 9,8%, по г. Астрахани - 12,7%, в уездных городах - от 4,1% до 18,4%. Таким образом, в начале XX в. Астраханская губерния была далека от решения проблемы начального народного образования. Кроме школ, подчиненных министерству народного просвещения, в крае действовали и другие учебные заведения. Среди них следует отметить церковно-приходские школы, которых к 1910 году насчитывалось 20, обучались в них 869 человек (467 мужчин). Действовали в крае различного рода училища и приюты, в них обучались 250 детей. В частных начальных школах обучались 372 человека. Римско-католическое, старообрядческое, еврейское и лютеранское училища занимались обучением и воспитанием детей в количестве 216 человек. Крайне тяжелыми для просвещения в Астраханском крае были 1904-1911 гг. Школы, продолжая существовать, в большинстве своем не соответствовали требуемому уровню в силу слабой материальной базы и недостатка грамотных учительских кадров. Статистические данные свидетельствуют, что из числа детей школьного возраста (от 8 до 11 лет) обучалось только 56,4%. К 1 января 1910 г. вне стен школы находилось примерно 5000 человк. В таких условиях попытка перейти ко всеобщему начальному обучению была почти нереальной, хотя с целью ее реализации была разработана предварительная программа на 1910-1920 гг. Н.Ф. Скориков, делегат Первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в Петербурге (1910 г.) сообщал: «Начав открытие новых школ в 1912 году, город может закончить осуществление всеобщего обучения к 1920 году, открыв в 1912 году 5 новых училищ; в 1913 г. - 6; в 1914 г. - 5; в 1915 г. - 6; в 1916 г. - 5; в 1917 г. - 6; в 1918 г. - 5; в 1919 г. - 6; в 1920 г. - 6 училищ». Приводимые им данные о количестве школ и училищ, необходимых для введения и осуществления всеобщего начального обучения в Астраханском крае, давались с учетом процента прироста детей школьного возраста за указанные годы. При подсчете выяснилось, что в среднем по России этот показатель равнялся 1,49%, а в Астраханской губернии - 2,95%,то есть почти в два раза больше. Объясняется это следующим образом: «...г.Астрахань по своему место положению, как этапный пункт, через который и в который эмигрирует ежегодно громадный поток рабочего люда со всего Волжского бассейна, и по условиям своей торговой и промышленной деятельности, находится по отношению к движению населения и естественному приросту в любых исключительных условиях». Это правдивое объяснение тем более ставило под сомнение реальность планируемых задач. И тем не менее, в крае осуществлялась плановая подготовка квалифицированных педагогических кадров в гимназиях, реальных училищх, учительской семинарии, высших начальных и профессиональных училищах (ремесленные школы). В Астраханской губернии к 1915 г. в общей сложности такая подготовка велась в 25 учебных заведениях, среди которых 15 размещались в Астрахани. Все они находились в ведении созданного в 1802 г. Министерства народного просвещения. Обучалось в них 8750 учащихся, 7649 человека (87,4%) приходилось на городские учебные заведения. Из 344 учителей 254 (73,8%) работали в Астрахани. Гимназии, как и в предшествующее столетие, предназначались для детей дворян и чиновников, хотя удельный вес их несколько сокращался за счет приема в гимназии представителей других чинов и сословий. Наиболее многоликим социальный состав был в реальных училищах, превратившихся в первое десятилетие XX в. в основную базу подготовки специалистов из среды торгово-промышленного населения губернии. Процесс демократизации школы становился более заметным. Эта тенденция легко просматривалась на составе учащихся, учителей, на форме и содержании процесса обучения. В начале XX в. претерпели изменения программы средних учебных заведений. За счет сокращения часов на изучение естественных дисциплин был увеличен объем учебного времени на гуманитарные предметы, прежде всего - на курс русской словесности. Особую стро-ку в учебных планах стало занимать законоведение. Революционно-демократические события 1905-1907 гг. привнесли дух свободомыслия и новых настроений не только в среду учительства, но и в коллективы учащейся молодежи. Однако астраханские учебные заведения в силу отдаленности от эпицентра революционной борьбы особой активности в ней не проявляли. После Февральской революции в Астрахани создается новый тип учебных заведений - народные школы и народные гимназии - прототипы будущих рабфаков. Обучение в них осуществлялось по ускоренным срокам, большое внимание уделялось изучению русского языка и дисциплин естественно-математического цикла. Основным контингентом народных школ являлись дети рабочих, солдат, ловцов, крестьян. Народные гимназии предоставляли возможность получить опре-деленный уровень грамотности преимущественно детям рабочих и солдат. Занятия проводились четыре раза в неделю, по вечерам, в помещении реального училища. В гимназии изучались: русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, физика, естествознание, история, география, латинский и французский языки, рисование. Дисциплины естественно-математического цикла занимали более одной трети учебного времени. Таким образом, содержание учебных планов народных гимназий и его освоение давало уровень знаний, необходимый для первоначальной практической деятельности в разных областях народного хозяйства. Хотя в этот период и наступило некоторое оживление в организации школьного дела, но идею о введении обязательного начального обучения пришлось отложить на более позднее время. Народные гимназии на этом фоне приобретали все больший вес и популярность у населения, особенно после установления советской власти в крае. 21 февраля 1918 г. губернский комиссар по народному образованию обратился к населению с предложением о принятии «...безотлагательных мер к правильному посещению детьми учебных заведений в установленные часы занятий». В 1918-1919 гг. в Астрахани было открыто семь народных гимназий, посещаемость в них достигала 90-98%, что было совершенно необычно для школьной практики предшествующих лет. В марте 1918 г. в Астрахани проходил 1-й губернский съезд Советов, на котором был создан Комиссариат по народному образованию, получивший самые широкие полномочия. Комиссариат ведал всей культурно-просветительной работой, решал вопросы, связанные со школьными преобразованиями. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас журналы заседаний коллегий, постановления, инструкции, циркуляры местного и всесоюзного комиссариатов. На этом этапе развития советской школы и школьного образования все заинтересованные структуры власти достаточно серьезное внимание уделяли проблемам формирорвания и развития школы. После длительного обсуждения целого комплекса вопросов Комиссариат народного образования выдал руководителям учебных заведений края инструктивные материалы о преобразовании всех учебных заведений в единую трудовую школу. Много трудностей было с укомплектованием школ учебными принадлежностями и книгами.19 Остро стоял вопрос о педагогических кадрах, для решения которого Астраханский комиссариат вел переписку с Центральным отделом просвещения о временных годичных курсах подготовки учителей. Были представлены списки и смета расходов по Астраханскому институту просвещения. Для решения важных школьных вопросов был созван Астраханский краевой учительский съезд, проходивший с 1 по 9 июня 1918 г. В нем приняли участие 107 делегатов. В своем выступлении на съезде народный комиссар К.И. Бакрадзе подчеркнул: «Роль учительства в деле создания трудовой школы велика и ответственна и только дружными усилиями всего учительства, проникнутого желанием творить истинно новое, а не идти по проторенным дорожкам, можно создать новую школу, где не будет затхлости и старых отживших форм и традиций, а будет свет, радость и светлый полет свободной мысли». Государственная комиссия по просвещению провела несколько заседаний, посвященных реформированию школьной системы в Астраханском крае. На одном из заседаний этой комиссии (12/1Х - 1918 г.) председательствовал нарком просвещения страны А.В. Луначарский. В резолюции заседания указывалось, что основными трудностями в организации школьного дела являлются: «1) неимение соответствую-щих кредитов; 2) полное отсутствие подготовленных работников. А поэтому необходимо: 1) послать в возможно большем числе работников на курсы в центр; 2) организовать в Астрахани курсы; 3) созвать конференцию учителей». В июле 1918 г. проходил 2-й краевой съезд Советов, на котором подводились некоторые итоги деятельности советских органов власти. На одном из заседаний с докладом по вопросу народного просвещения выступил губернский комиссар К.И. Бакрадзе, доложивший «...о ближайших мероприятиях, намеченных к проведению в жизнь по реформе школьного и внешкольного образования». Он сообщил, что в Астрахани и уездах действуют 24 средних учебных заведения - гимназии и реальные училища; 13 специальных, среди которых - учительский институт, мореходная школа, торговая школа, народная консерватория, сельскохозяйственная, ремесленная и некоторые другие профессиональные школы. Для приобретения профессиональных навыков открыты краткосрочные (шестинедельные) курсы по семи различным специальностям со сравнительно небольшой, но вполне законченной программой. В конце декабря 1918 г. состоялся 3-й губернский съезд Советов. Вся промышленность и хозяйство приспосабливались для нужд обороны и работали главным образом для фронта. Тем не менее на съезде обсуждался и вопрос о народном образовании, в связи с которым К.И. Бакрадзе отмечал: «...с момента свержения Временного правительства уже не стало места старорежимной школе, ее заменила новая трудовая социалистическая школа. В области народного образования сделано достаточно, но трудностей по переустройству школы очень много и это: недостаток и неустройство зданий, отсутствие достаточных ассигнований, малочисленность библиотек, отсутствие профессиональных кадров для новой школы». Заметные изменения происходили в становлении и развитии сельских школ во всех уездах края. Так, например, только в Киргизской (Казахской) степи в 1918 г. было открыто 44 низших начальных училища. Заметим, что до 1917 г. там числилось всего 7 низших начальных школ. В октябре 1919 г. астраханский губотдел просвещения сообщал в Народный Комиссариат просвещения о том, что за последние два года в Астраханском крае было открыто 820 учебных заведений разного типа с общим числом учащихся 64774 человека. По сравнению с 1910 г. число школ выросло более чем в три раза, а число учащихся в 10 раз. Параллельно со школьным строительством развивалась система дошкольного воспитания. Эту работу были призваны выполнять детские площадки, библиотеки, открывавшиеся повсеместно. Детей, оставшихся по разным причинам без родители, брали на государственное содержание, обучение и воспитание детские дома. Наряду с решением задач школьного образования новая власть понимала необходимость организации культурно-просветительской работы среди взрослого населения. Самыми доступными и традиционными формами приобщения населения к знаниям оставались вечерние курсы для взрослых. На них читались популярные лекции по самым разнообразным отраслям знаний. Чаще всего обсуждались вопросы истории культуры, слушетелей знакомили с именами и творчеством русских писателей, художников, рассказывали о научных основах миропонимания. Некоторые курсы носили практический характер. На них обучали пер-воначальным навыкам счета, письма, рисования, черчения. Наиболее ритмично и содержательно такая работа была организована при народной гимназии. Тяжким наследием от царских времен осталась крайне низкая грамотность взрослого населения. В «Известиях» ЦИК от 12 декабря 1918 г. был опубликован «Декрет о мобилизации грамотных». В нем перед комиссариатами народного просвещения ставилась задача в ближайшее время произвести тщательный учет неграмотного населения, всех грамотных распределить по группам и помочь им организовать культурно-просветительскую работу в городе на всех предприятиях, учреждениях, по месту жительства, а также в сельской местности. Проводимая работа хотя и не была бесполезной, но ожидаемых результатов не приносила. По примеру других территорий России в начале 1920 г. была организована Астраханская губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с безграмотностью, приступившая к работе 19 июля 1920 г. Председателем комиссии был назначен Н. Летницкий, секретарем - К. Цендровский. В городе и населенных пунктах стали открывать школы ликвидации неграмотности, которые работали по специально разработанным программам. Основная нагрузка в школах ликбеза ложилась на плечи учителей, хотя было немало энтузиастов-добровольцев других специальностей. Организация культурно-просветительской работы среди населения Астраханской губернии непосредственно связана с известными для многих астраханцев именами Н. Нариманова, с марта 1919 г. - комиссара по народному образованию в крае, П. Бляхина, ставшего позднее писателем, К. Бакрадзе, возглавлявшего в течение года (март 1918-март 1919) Астраханский комиссариат по народному образованию. Именно ему принадлежит идея создания в Астрахани университета. Впервые вопрос о создании университета в Астрахани встал еще в XVIII в., когда известный философ и математик Лейбниц писал Петру I летом 1712 г.: «Москва, как столица, Астрахань, Киев и Петербург заслуживают особенного внимания относительно учреждения в них университетов, академий, школ и всего, что к этому относится». Однако он не был открыт ни в XVIII, ни в XIX вв. Сразу же после установления в Астрахани советской власти комиссариату было поручено начать подготовительную работу по организации университета. Первый краевой съезд Советов наметил направление деятельности университета «как рассадника просвещения среди трудового пролетариата края». В мае 1918 г. при комиссариате народного образования был открыт отдел высшей школы. Работу это-го отдела возглавил талантливый организатор Н.Н. Подъяпольский (1883-1934). В документах губернского отдела народного образования сохранилась следующая информация: «Астраханскому университету придается краевое направление. ...По обсуждавшемуся в Центральном Комиссариате народного просвещения проекту университет является не только учебным, но и научным учреждением». Создавать университет приходилось в тяжелых условиях гражданской войны, постоянной угрозы белогвардейских мятежей, отсутствия в городе научных и преподавательских кадров, необходимого оборудования и финансовых средств. После продолжительных разговоров и обсуждений о числе факультетов и отделений было решено открыть университет в составе естественного и историко-филологического фа-культетов. На естественном факультете планировалось, кроме других специалистов, осуществлять подготовку врачей. Торжественное открытие Астраханского университета состоялось 9 ноября 1918 г. В постановлении совнаркома отмечалось: В ознаменование Октябрьской революции 1917 г., раскрепостившей трудящиеся массы от политического, экономического и духовного гнета со стороны имущих классов и открывшей им широкие пути к источникам знаний и культуры, учредить государственные университеты в городах Костроме, Смоленске, Астрахани... Сроком открытия... считать день первой годовщины Октябрьской революции - 7 ноября 1918 г.». Ректором университета был назначен профессор С.В. Паращук. В год открытия университета на первый курс было зачислено более двух тысяч студентов, из них - 1500 на медицинское отделение. В соответствии с существовашим тогда правительственным постановлением зачисление в университет производилось без вступительных экзаменов, без предъявления документов о среднем образовании. В 1918/19 уч. году профессорско-преподавательский коллектив состоял из 18 человек (в т.ч. - 2 профессора), историко-филологический - из 7 (в т.ч. - 5 профессоров). 1919/20 уч. год начался в университете при полупустых аудиториях: на занятиях присутствовало не более 150 человек, остальные студенты ушли на борьбу с контрреволюцией. Многие студенты погибли в боях, те же, кто вернулся, продолжили учебу. Учебная, научная и просветительская деятельность университета продолжалась. Уже к 1920/21 уч. году в составе университета насчитывалось 35 кафедр, 7 факультетов - естественный, медицинский, горный, ихтиологический, сельскохозяйственный, общественно-исторический. Со временем прием студентов в университет значительно уменьшился по сравнению с годом открытия. Так, если на медицинский факультет в первый год поступило 1500 человек, то в следующие годы набор студентов составлял 500,400, а затем 100 человек в год. После 1920 г. положение в стране и, в частности, в Астраханском крае становится чрезвычайно тяжелым. Финансирование учебных заведений было передано местному бюджету, росла задолженность по оплате труда преподавателей, не хватало средств на оплату счетов. Долг по Астраханскому губоно за 1921-1922 гг. достиг нескольких миллионов рублей. Характеризуя этот период, А.В. Луначарский писал: «Это было время, когда была забота, откуда дров достать, как учителя спасти от голодной смерти, - это было время, когда наша школа голодала, кри-чала и когда мы, сидя в Наркомпросе, были свидетелями развала». В связи с постановлением Главпрофобра о закрытии целого ряда высших учебных заведений на территории РСФСР студенческий и педагогический коллективы агрономического и естественного факультетов обратились к председателю ВЦИК М.И. Калинину с просьбой о сохранении названных факультетов Астраханского университета. В этом письме-обращении дана полная справка о природных богатствах и возможностях края. Тем не менее в начале 1922 г. Главпрофобром было принято решение о закрытии университета, а медицинский факультет, как исключительно необходимый для нужд Астраханского края, был преобразован в медицинский институт. В его ведении перешли все материальные средства других факультетов университета. Несмотря на непродолжительность своего существования, Астраханский университет сыграл заметную роль в научной и культурной жизни края. Немало рабочих и крестьян сумели получить университетское образование, ученые проводили научные исследования, имевшие теоретическую и практическую ценность. По инициативе ученых Астраханского университета в 1919 г. был создан государственный заповедник в дельте Волги. При университете функционировал вечерний народный университет - центр пропаганды политических и научных знаний среди трудящихся. Университет явился основой для развития высшего образования в Астраханском крае.
|