Политические события в Астраханском крае в 1917 году. Формирование новых органов власти В феврале 1917 года в России совершилась буржуазно-демократическая революция. Дошедшие известия о победе Февральской революции в Петрограде чиновники Астраханской губернии не торопились сообщать населению. Астраханский губернатор боялся, что весть о петроградских событиях может вызвать в городе непредсказуемые волнения. Объявление о победе революции в Петрограде пришло в Астрахань 1 марта 1917 г. Второго марта, взяв на себя инициативу установления новой власти в Астрахани, кадеты, эсеры, меньшевики созвали чрезвычайное заседание Городской думы, на котором сообщили о государственном перевороте и приняли приветственный адрес Временному Комитету Государственной Думы. 3 марта газеты города поместили Сообщение Исполнительного Комитета Государственной Думы, в котором говорилось: «27 февраля, ровно в полночь, окончательно организован Исполнительный Комитет Государственной Думы в следующем составе: Родзянко, Керенский, Чхеидзе, Шульгин, Милюков, Коновалов, Дмитрюков, Ржевский, Некрасов, Львов. Исполнительный Комитет Государственной Думы принял на себя функции Временного правительства». В этот же день состоялось заседание губернской земской управы, поддержавшей решение Городской думы. 4 марта при активном содействии кадетов, меньшевиков и эсеров был создан новый аппарат власти - Временный губернский исполнительный комитет под председательством лидера кадетов генерал-лейтенанта Н.В. Ляхова. По решению этого комитета были посланы представители в войсковые части с призывом о поддержке новой власти. Казачьи офицеры от имени своего круга сообщили Астраханскому Временному исполнительному комитету, что казачество переходит на сторону Временного правительства. Они отстранили от руководства войсками наказного атамана и на его место поставили полковника Соколова. По распоряжению Временного исполнительного комитета обязанности коменданта города принял командир третьего казачьего полка Стрелков, начальником гарнизона был назначен полковник Маркевич, временным губернатором избран казачий генерал И. А. Бирюков. Ему в помощь были выделены представители кадетской партии Шепелев и Склабинский, эсер Долгополов и меньшевик Аствацатуров. 4 марта 1917 г. Исполнительный Комитет телеграфировал председателю Государственной Думы и председателю Совета Министров об организации новых органов управления в Астрахани и просил санкционировать его функции. В этот же день к гражданам Астрахани от имени городского общественного управления, губернского земского собрания и общественных организаций было опубликовано обращение, в котором сообщалось о создании Временного комитета по управлению Астраханской губернией и передаче ему власти. Под давлением общественности Астраханский Временный государственный комитет освободил от занимаемых должностей губернатора Соколовского, полицмейстера, воинского начальника и жандармского полковника, сообщив об этом жителям края. 5 марта губернатор Соколовский был подвергнут домашнему аресту. Новая власть осуществила ряд мер по охране порядка и спокойствия в городе. Было создано Временное губернское управление по делам охраны и спокойствия, в боевую готовность приведены офицерские казачьи части и казачьи сотни, вновь созданные подразделения милиции. Войска губернского комитета заняли почту, телеграф, полицейские учреждения. 6 марта Временный губернский комитет направил уполномоченных для организации новой власти в уездах. Временный губернатор генерал И.А. Бирюков был утвержден Временным правительством комиссаром губернии. 17 марта 1917 г. Городская дума своим решением ввела в свой состав 21 представителя от 7 различных групп: от объединенной партии РСДРП, партий эсеров, кадетов, Совета рабочих депутатов, Совета солдатских депутатов, военно-офицерских чинов, от служащих городского общественного управления. В апреле количество представителей в Городской думе от общественных и партийных организаций увеличивается еще на 27 мест. Однако эта демократическая коалиция не решила в интересах трудящихся практически ни одного вопроса. Насущные экономические требования населения откладывались до начала работы Учредительного Собрания. На волне распада царской власти стали возникать рабочие, солдатские, крестьянские Советы как органы революционного действия. Они ориентировались, главным образом, на специфические профессиональные, социальные, национальные и прочие текущие интересы. Принимая на себя ряд полномочий по решению наиболее злободневных вопросов, подменяя государственные органы, не имея подготовленных управленческих кадров, они выступали как деструктивная сила. Однако ведущие политические партии России стремились отстоять свое первостепенное влияние на Советы. Большевики видели в Советах зачатки революционного правительства и отстаивали за ними в этом преимущественное право. Меньшевики, поддерживая Советы, не признавали за ними никаких функций власти. В Астрахани, наряду с Временным губернским комитетом, 4 марта 1917 г. был организован Астраханский Совет рабочих депутатов. Используя подавляющее большинство, меньшевики и эсеры возглавили в Совете все руководящие посты. Председателем Совета стал меньшевик Ф.И. Крутиков. По примеру Петрограда в Астрахани произошло объединение Советов рабочих и Солдатских депутатов. Следует отметить, что первоначально идею объединения офицеры встретили в штыки. Среди солдат, в полковых и ротных комитетах они развернули пропагандистскую кампанию против Советов рабочих депутатов. В свою очередь, Советы рабочих депутатов также включились в борьбу за солдатские массы. Вскоре было созвано совместное заседание Совета солдатских депутатов с полковыми и ротными комитетами, которое решило пойти на сближение с Астраханским Советом рабочих депутатов. Объединение Советов состоялось 22 апреля 1917 г. «Нет больше Совета рабочих депутатов и Совета солдатских депутатов, сообщала астраханская газета «Луч» 27 апреля. - Есть один Совет рабочих и солдатских депутатов». 30 апреля в городе, в самых многолюдных местах, прошли митинги в поддержку Совета рабочих и солдатских депутатов. Известные июльские события в Петрограде положили конец двоевластию. 17 июля 1917 г. состоялось пленарное заседание Астраханского Совета, посвященное июльским событиям. Меньшевики и эсеры обвинили большевиков в контрреволюционной деятельности, после чего астраханские большевики 14 августа 1917 г. окончательно размежевались с меньшевиками и стали действовать легально. Выйдя из Совета, они сформировали самостоятельную организацию РСДРП(б) и ее городской комитет, наладили выпуск газеты «Астраханский рабочий». По численности большевики значительно уступали своим идейным и политическим противникам - монархистам, кадетам, эсерам. Однако их влияние на население края оказалось более ощутимым. Большевики сумели предложить широким слоям народа импонирую-щие им лозунги: борьба за прекращение империалистической войны, «Фабрики -рабочим!», «Земля - крестьянам!», «Вся власть - Советам!». Заметную роль в этом играли А.Е. Трусов, 3:-С. Цейтлин, Н.А. Мосин, С.Л. Хигер, А.Х. Хумарьянц и другие большевики. Но, как показали дальнейшие события, реализовать такого рода требования в полном объеме они не только не могли, но и не собирались. Более продуманной и целиком оправдавшей себя оказалась тактика большевиков, подчиненная достижению главной цели - овладеть властью. В послеиюльские дни Советы рабочих и солдатских депутатов, возглавляемые эсерами и меньшевиками, поддерживали лозунг в продолжение империалистической войны, стремились сорвать стачечное движение и подавить революционные выступления рабочих, солдатских и крестьянских масс. В этой обстановке буржуазные круги Астрахани, поддержанные Советом, приняли решение всю власть передать начальнику гарнизона, т.е. установить в губернии режим военной диктатуры. В конце августа 1917 г. председатель Астраханского Совета эсер К.И. Бакрадзе сообщал Временному правительству о невиданном ранее обострении классовой борьбы, призывал Временное правительство активизировать суд и прокуратуру в борьбе против рабочих и крестьян. В противном случае «...Совет снимает ответственность за могущие возникнуть беспорядки». Острую дискуссию в Астраханском Совете рабочих и солдатских депутатов вызвало обсуждение корниловского мятежа. На совместном заседании Астраханского Совета с представителями губернского и городского самоуправления, профсоюзов, полкового и ротных комитетов, состоявшемся 30 августа, эсеры и меньшевики смогли провести резолюцию доверия Временному правительству. Однако принятая резолюция не отражала истинного настроения рабочих и солдатских масс. Под их давлением Астраханский Совет вынужден был вернуться к проблемам открытой военной диктатуры. На пленарном собрании Совета 2 сентября 1917 г. присутствовало большое количество рабочих и солдат, которые не являлись членами Совета и не имели права голоса. По поручению городского комитета РСДРП(б) депутат-большевик А.Е. Трусов огласил резолюцию, требовавшую передать власть в руки рабочих и беднейших крестьян, строго наказать руководителей мятежа, ввести контроль над производством и распределением, конфисковать хлеб у крупных землевладельцев, ввести трудовую повинность, прекратить выпуск бумажных денег и т.д. Большевики считали, что революционные шаги по спасению страны от надвигающейся катастрофы могли предпринять только Советы, наделенные всей полнотой власти. Присутствовавшие на заседании Совета рабочие и солдаты встретили предложения большевиков бурными апло-дисментами. Однако большинством голосов - 50 против 30 - члены Совета приняли резолюцию левых эсеров. Их резолюция призывала революционную демократию порвать с теми кругами буржуазии, которые организовали мятеж Корнилова. В области экономики резолюция левых эсеров предлагала добиться выполнения мероприятий, обещанных Временным правительством 8 июля 1917 г. Левые эсеры так-же требовали, чтобы Временное правительство приняло действенные меры к скорейшему созыву Учредительного собрания. 31 августа 1917 г. ЦК большевиков принял резолюцию «О власти», которая в этот же день обсуждалась на Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. В резолюции заявлялось, что единственный выход из создавшегося кризисного положения - завоевание власти революционным пролетариатом и крестьянством. 18 сентября состоялось многолюдное собрание Астраханского Совета. Кроме депутатов, на Совете присутствовали представители профсоюзов, эсеро-меньшевистского блока Городской думы, губернского исполнительного комитета, губернского Совета крестьянских депутатов. На повестке дня стоял вопрос о власти. Большевики призывали разорвать всякие отношения с буржуазией и передать власть Советам. Меньшевики и эсеры убеждали присутствующих, что только коалиционное правительство может обеспечить выход страны из экономического и политического кризиса. По их мнению, до сих пор коалиционного собрания не было, «...теперь же должна быть... твердая власть, организованная на основе местной коалиции, ибо пролетариат еще слаб и малочисленен». В резолюции, предложенной собранием, эсеры и меньшевики призывали к объединению всех сил страны и утверждали, что только сильная власть способна «защитить революцию от всех нападок и довести страну до Учредительного собрания, которое и решит судьбу России». За эту резолюцию на собрании проголосовало 175 человек. Большевики огласили свою резолюцию, в которой требовали беспощадно пресекать контрреволюционные выступления буржуазии, немедленно распустить Государственную Думу и Государственный Совет, отменить смертную казнь, очистить командный состав армии от контрреволюционеров. Большевики призывали рабочих создавать отряды Красной гвардии, а крестьян - брать землю и передавать в ведение земельных комитетов. Они считали, что в центре вся власть должна быть сосредоточена в руках Всероссийского Совета, а на местах «...принадлежать Советам, профсоюзам, избранным на основе всеобщего, прямого, тайного и равноправного избирательного права как истинных представителей демократии». За эту резолюцию проголосовало 276 человек. Требования рабочих и солдатских масс о передаче власти Советам Астраханский Совет принял в несколько измененном виде с дополнением о том, что власть на местах должна принадлежать не только Советам, но и Городской думе. Рабочие Астрахани единодушно поддержали решение о передаче власти Советам. 20-21 сентября на многих астраханских предприятиях прошли митинги и собрания рабочих и служащих, которые принимали резолюции с требованием передачи власти Советам, но ни в одной из них не упоминалось о необходимости раздела власти между Советом и Городской думой. Только Совет, по мнению рабочих и солдат, мог быть полновластным органом власти. Эсеры и меньшевики, в свою очередь в газетных публикациях пропагандировали Думу как самый демокра-тический орган, избранный всеми слоями населения. Они утверждали, что Советы не являются представителями всего народа. Меньшевики и эсеры прилагали все усилия к тому, чтобы дискредитировать Советы, подорвать к ним доверие народных масс. В противовес рабочие продолжали настаивать на взятии власти Советами. «Мы требуем, - заявляли астраханские бондари, - переизбрания и замены менее революционных рабочих более революционными. А также переизбрать состав исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов». Под давлением рабочих 30 сентября правые эсеры и меньшевики были выведены из руководящих органов Астраханского Совета. Совет возглавили большевики и левые эсеры. Председателем Совета был избран левый эсер А.С. Перфильев, товарищем (помощником, заместителем) председателя - большевик С.Х. Гольдберг, секретарем - большевик В.И. Коницкий. В начале октября рабочие собрания почти всех предприятий Астрахани приняли резолюции, поддерживающие большевистский лозунг «Вся власть - Советам!». Такую же резолюцию приняло объединенное собрание профсоюзов города. По сравнению с городами и рабочими поселками революционные события несколько позже докатились до волостей, сел и деревень. Получив известие о свержении царизма, крестьяне разоружали и отстраняли от власти земских начальников, урядников, приставов, полицейских, жандармов и создавали новые органы власти: общественные волостные и сельские исполнительные комитеты, Советы крестьянских депутатов, губернские, уездные и волостные земельные комитеты и т.д. Первое время власть на местах находилась в руках общественных исполнительных комитетов. Они возникали раньше других организаций и учреждений и действовали на губернском, уездном, волостном и даже сельском уровнях. Именно они стали олицетворением наибольшей политической активности народных масс. Более того, комитеты выражали демократический потенциал российского общества и народного характера Февральской революции. Ни один другой общественно-политический институт, действовавший весной 1917 г. не мог сравниться с комитетами по широте представительства. В них входили делегаты от леворадикального, радикального, буржуазно-помещичьего лагерей, хотя главной политической силой оставались посланцы самого массового центрального лагеря. Общественные исполнительные комитеты уже в момент своего организационного оформления заявляли о том, что берут власть в свои руки. И эту власть признавали все, кроме Временного правительства. Оно отнесло комитеты к обычным общественным организациям и тем самым лишило их правового оформления и финансовой поддержки. Самый массовый институт народной власти, какими были тогда общественные исполнительные комитеты, остался без общегосудар-ственного центра, так как в Петрограде не оказалось социально однородного с ним руководящего органа. В Астраханской губернии новые органы власти на селе выбирались непосредственно на волостных сходах. Таким путем были избраны Батаевский и Быковский волостные комитеты Царевского уезда, Никольский волостной комитет Енотаевского уезда. В отчете Астраханского уездного комиссара от 10 апреля отмечалось, что к этому числу в уезде избрано 16 волостных комитетов, 39 сельских, 8 поселковых и один станичный. «Выборы членов, - сообщал уездный комиссар, - производили общим собранием всего населения». Состав волостных комитетов был чрезвычайно разнообразен. Количество членов волостных комитетов колебалось от 3-5 до 100 человек. Например, в Красноярском уезде в состав волостных комитетов избирали от 5 до 20 человек. Избрание общественных волостных и сельских исполнительных комитетов как новых сельских органов власти, их количественный состав и структура свидетельствуют о творчестве и инициативе крестьянских масс. Крестьяне создавали свои органы власти самостоятельно, практически без значительного вмешательства губернских, уездных комитетов и комиссаров Временного правительства. О самостоятельной работе крестьян по созданию волостных и сельских комитетов говорилось в протоколах съездов, обращениях, в отчетах и запросах крестьянских учреждений, в местной печати. По этому поводу газета «Астраханский листок» писала: «После переворота часть учреждений старого строя была уничтожена, а но-вого на его место поставить не успели. Самому населению пришлось наскоро создавать взамен устраненной власти, власть, которая в состоянии была бы ответить так или иначе на запросы жизни». Более рельефно эта мысль была выражена в обращении Поволжского областного бюро, обнародованном 16 июня 1917 г. «В первые дни революции, - говорится в этом документе, - без всяких руководящих указаний повсеместно в волостях и селах возникла новая власть в лице исполнительных комитетов. Вся полнота местной власти фактически перешла в руки этих комитетов». Получив политическую свободу, жители деревень создавали новые учреждения власти, выборы в которые носили демократический характер. Был снижен избирательный ценз до 18 лет, имели право голоса и могли быть избраны в комитет представители всех слоев сельского населения. В этой связи в состав комитетов избирались крестьяне, солдаты, рабочие, кустари, сельская интеллигенция, служащие, а также чиновники старого дореволюционного аппарата власти: старосты, старшины, писари и др. В ряде случаев в комитет избирались купцы, фабриканты, солепромышленники, рыботорговцы, помещики. Какое-то время власть не посягала на относительную самостоятельность общественных исполнительных комитетов. Однако в марте-апреле 1917 г. из их состава стали выводить старшин, старост, помещиков, торговцев. Революционно-бунтарские настроения в деревню привнесли отпущенные в отпуск на пасхальные праздники солдаты. 2 апреля Астраханский губернский комиссар И.А. Бирюков поставил в известность царевского комиссара о том, что в Никольской слободе солдаты вместе с крестьянами разогнали старый состав исполнительного комитета и избрали новый. Бирюков сообщал также комиссару Черноярского уезда, что прибывшие в село Кресты в краткосрочный отпуск солдаты... созвали сход, арестовали старшину, отобрали печать, деньги и остальные знаки волостного правления и прекратили его деятельность. На все должности в волости были избраны крестьяне. Подобная ситуация складывалась во многих селах. Процесс обновления сельских и волостных комитетов происходил стихийно. В короткие сроки представители крестьян стали преобладать в несанкционированных органах власти. Отсутствие грамотных лиц в общественных исполнительных комитетах приводило к серьезным затруднениям в принятии и реализации повседневных дел на селе. Поэтому Временное правительство и его органы власти на местах пытались исправить ситуацию, предлагая крестьянам всесословный принцип выборов волостных и сельских комитетов. Постановление Временного правительства от 19 марта 1917 г. предписывало включать в состав волостных комитетов «местных землевладельцев и все интеллигентные силы деревни». Главная задача волостных комитетов, по мнению Временного правительства, сводилась к бесперебойному снабжению армии продовольствием, поддержанию в селениях общественного порядка, сохранению в целости административных зданий, т.п. Согласно разработанной астраханским губернским исполнительным комитетом инструкции, волостные и сельские комитеты должны были выполнять постановления местных народных собраний, «если таковые не нарушают личных и имущественных прав граждан», постановления и распоряжения уездных и губернских комитетов и Временного правительства. По мнению губернского комитета, основная проблема, которой должны были заниматься крестьянские комитеты, сводилась к «укреплению нового строя и подготовке к выборам в Учредительное собрание». Между тем сами волостные и сельские комитеты понимали свои полномочия несравненно шире и многограннее. Они осуществляли контроль за использованием земель, угодий, лесов, производили местный суд, распределяли продовольственные пайки семьям солдат, контролировали хозяйственно-административные и общественные вопросы. В их ведении находились вопросы содержания дорог и мостов, занимались они профилактикой эпидемических заболеваний, рассматривали заявления селян о перемене мест жительства и т.п. Волостные исполнительные комитеты весной 1917 г. единодушно поддерживали Временное правительство, выражая свои подданнические чувства в многочисленных телеграммах. В посланиях правительству комитеты поддерживали лозунг «Война до победного конца!». Они собирали пожертвования в пользу армии, способствовали мобилизации конного состава, производили поставки мяса и другого продовольствия, занимались поимкой дезертиров. Комитеты пытались осуществлять агитационно-пропагандистские и культурно-воспитательные мероприятия, изыскивали средства для организации библиотек, читален, приобретения книг, брошюр и газет. Таким образом, деятельность волостных и сельских комитетов приносила несомненную пользу в налаживании нормальных условий проживания на селе. Однако Временное правительство и местные органы власти, признавая право комитетов на существование, средств на их содержание не выделяли. На многочисленные запросы с мест МВД отвечало: «Средства государственного казначейства могут быть отпущены лишь на содержание губернских, областных и уездных общественных комитетов. Прочим же комитетам средства из казны не отпускаются». Астраханский губернский исполнительный комитет рекомендовал волисполкомам деньги для заработной платы своим сотрудникам изыскивать на месте, так как в его распоряжении «таких средств не имеется». Комитетам ничего не оставалось делать, как воспользоваться этими рекомендациями. Главной статьей дохода волисполкомов являлись денежные сборы, основное бремя которых падало на помещиков, церковников, торговцев, предпринимателей, рыбопромышленников. Крестьяне вносили значительно меньшие суммы, что вызывало недовольство первых и порождало на селе противоречия. Занимались волостные комитеты и решением чрезвычайно трудной продовольственной проблемой. Несмотря на то, что Временное правительство предполагало продовольственное дело передать в ведение специально созданных учреждений, крестьяне по собственной инициативе возлагали на волостные общественные исполнительные комитеты эти функции. Они, в свою очередь, взяли под свой контроль продовольственные запасы волости. Без их разрешения никто не имел права вывозить хлеб в другие территории. Пользуясь самостоятельно установленным монопольным правом распоряжаться продуктами, комитеты осуществляли их учет и распределение, устанавливали цены на хлеб, мясо, рыбу, яйца, молоко и т.д. Волостные комитеты конфисковали хлеб у лиц, пытавшихся его скрыть. Подобным образом действовали исполнительные комитеты Пироговской волости Енотаевского уезда, Селитренский исполнительный комитет и др. Общественные исполнительные комитеты вводили контроль над торгово-промышленными заведениями, контролировали деятельность почты, телеграфа, церкви и других сельских учреждений. Эта деятельность волостных комитетов также выходила за рамки государственных законов. Высшие органы власти пытались ограничить их функции, но безрезультатно. Пропагандируя лозунг «Земля - крестьянам!», большевики практически не предпринимали реальных шагов по его реализации. Тогда крестьяне стали самостоятельно решать этот вопрос, насильственно изымая и распределяя между собой помещичьи и казенные земли. Астраханский губернский комиссар только в первые дни марта четырежды посылал войска в уезды, пытаясь силой остановить стихийные действия крестьян. Так, 10 марта Бирюков телеграммой в Министерство Внутренних дел сообщал: «Заявлены случаи попыток самоуправства крестьян в отношений частновладельческой собственности в Царевском и Красноярском уездах, куда посланы команды». В предписании губернатора начальнику гарнизона от 11 марта предлагалось немедленно отправить 200 солдат в г. Царев для водворения порядка. Предпринятые меры, однако, заметных результатов на дали. Более того, в апреле процесс насильственного захвата крестьянами земель усилился, о чем свидетельствуют неоднократные телеграммы Бирюкова в МВД. Вместе с крестьянами активно добивались своих прав ловцы. Они выступали с требованием свободного и безвозмездного лова в государственных, церковных и частных водах. Так, ловцы в селе Раздорино захватили тоню и выгнали служащих арендатора Исаева. В Красном Яру был арестован смотритель за рыболовством. Крестьяне села Дмитриевское Астраханского уезда в середине марта 1917 г. на общем собрании потребовали от Губернского исполнительного комитета изъять из частных владений монастырей и церквей земли и воды и передать их в государственное распоряжение, наделить селян землей и водами за счет частной фирмы «Братьев Сапожниковых». Кроме того, крестьяне просили упразднить должности земских начальников «как лиц, утерявших в населении всякое значение и доверие». Губернским исполнительным комитетом для умиротворения ловецкого населения посылались карательные отряды. Излишняя самостоятельность вол исполкомов, с точки зрения Временного правительства, привела к тому, что оно 21 апреля 1917 г. приняло постановление «Об учреждении земельных комитетов», по которому решение любого земельного вопроса изымалось из ведения волостных комитетов и передавалось в ведение вновь создаваемых земельных комитетов. Вокруг вновь принятого постановления развернулась острая политическая полемика на страницах газет и журналов, на различного уровня собраниях и совещаниях. Оно подверглось резкой критике на I Всероссийском съезде крестьянских депутатов, созванного партией эсеров. Резолюция съезда по аграрному вопросу свидетельствовала о том, что крестьяне понимали функции земельных комитетов далеко не так, как этого хотело бы Временное правительство. Основные функции комитетов, по мнению съезда, должны сводиться не к охранительным началам, а к позитивной деятельности, направленной на разрешение аграрного вопроса. В обстановке разнообразных организационных неувязок и юридических неясностей работа по формированию земельных комитетов развертывалась крайне медленно. В Астраханской губернии распоряжение губернского комиссара о создании земельных комитетов появилось 5 мая. Затем соответствующие распоряжения уездных органов власти стали рассылаться по волостям и селам. В соответствии с постановлением Временного правительства, они формулировали задачи земельных комитетов, устанавливали количественный состав и сроки выборов, указывали на те учреждения, которые должны были заняться организационной работой. По распоряжению Астраханского уездного комиссара ответственность за выборы земельных комитетов возлагалась на общественные исполнительные комитеты. Рекомендовалось также избирать волостные земельные комитеты на крестьянских сходах в составе 5 членов и 3 заместителей. Хотя распоряжением губернского комиссара предписывалось начать формирование земельных комитетов с мая, практическая реализация его в уездах более-менее активно стала проводиться в июне. К его исходу земельные комитеты были сформированы почти на всей территории края. Позже всех этот вопрос был решен в Черноярском уезде. «Астраханский листок» 11 июля сообщал, что «за исключением Черноярского уезда, где дело учреждения волостных земельных комитетов затормозилось... во всех остальных земельных уездах волостные комитеты могут по большей части начать свои действия и некоторые уже выполняют свои обязанности». Первое собрание Черноярского уездного земельного комитета состоялось 17-20 июля. В его работе приняли участие представители 32 волостных земельных комитетов уезда. Первое собрание Астраханского губернского земельного комитета состоялось 11 июня. В его работе участвовали губернский комиссар В.И. Склабинский, пять представителей губернского исполнительного комитета, член окружного суда, мировой судья, представитель министерства земледелия ЕЙ. Колесников и четыре представителя от уездных земельных комитетов. В связи с тем, что к первому организационному заседанию не во всех уездных центрах Астраханской губернии закончилось оформление земельных комитетов, 25 июня было созвано второе собрание, которое избрало постоянный состав Губернской земельной управы. Возглавил ее эсер Д.Е Чернобаев, товарищами председателя стали эсеры А.И. Бука, О. А. Михайлов, членами - семь человек, также состоявших в партии эсеров. Структура Губернского земельного комитета была представлена четырьмя секциями: землемерной, агрономической, статистико-экономической и гидротехнической. Главной своей задачей земельная управа считала сбор сведений, необ-ходимых для проведения аграрной реформы. По сути своей положение о земельных комитетах, принятое Временным правительством, преследовало одну цель: защитить земельные интересы помещиков от крестьян, превратить земкомитеты в активных проводников помещичье-буржуазной аграрной политики в деревне. В целом губернские и большинство уездных земельных комитетов разделяли точку зрения Временного правительства по аграрному вопросу. Волостные же земельные комитеты зачастую действовали самостоятельно, вопреки предписаниям и постановлению Временного правительства. Они, по сути дела, продолжили традиции упраздненных исполнительных комитетов. В конце октября 1917 г. председатель астраханской земельной управы подчеркивал: «Ведь серьезно говоря, земельные комитеты наши не приступили еще к той работе, для выполнения которой они главным образом и созданы, так как они были заняты преимущественно разбором всякого рода споров и недоразумений между владельцами и арендаторами земель и даже споров между отдельными селениями. Хотя земельные комитеты, имея статус государственных учреждений, должны были финансироваться в централизованном порядке, однако «...Губернские, уездные и волостные комитеты получили лишь самую незначительную часть той суммы, которую им следовало получить». Волостные земельные комитеты вынуждены были содержать себя за счет самообложения крестьян. Такая практика привела к еще большему обострению социально-экономических противоречий в деревне. Крестьяне все чаще выходят из повиновения властям, посвоему решая земельный вопрос: захватывают частновладельческие земли, сенокосные угодья, инвентарь, лесные угодья, водоемы и т.п. Во главе стихийного крестьянского движения в этот период стояли волостные земельные комитеты. Деятельность земельных комитетов вызывала поток заявлений и жалоб помещиков. Временное правительство, губернские и уездные органы принимали все меры для восстановления прав помещиков, вплоть по использования вооруженной силы. Так, 5 августа в с. Джаны-бек Астраханской губернии по распоряжению губернского комиссара прибыла команда в количестве 50 солдат и устроила избиение местного населения. Каратели бесчинствовали с 7 по 10 августа. Происходящие события в деревне летом 1917 г. заставили Временное правительство приступить к разгрому волостных земельных комитетов. Временное правительство, силой подавляя крестьянские волнения, попыталось вместо них создать волостные земства. Положение «О волостном земском управлении» Временное правительство утвердило 21 мая 1917 г. На его основе предполагалось избрать земства в 43 губерниях Европейской части России, в общей сложности в 456 уездах и 9305 волостях. В правительственном «Наказе о производстве выборов волостных земских гласных» эта работа возлагалась на уездные земские управы. Губернские и уездные комиссары обязаны были оказать им свое содействие. Отвечая на запрос МВД о подготовке к выборам, Астраханский губернский комиссар 10 июля писал: «До сего времени дело организации и руководство выборами волостных земств... сосредоточено под моим наблюдением». В течение июня были уточнены границы избирательных округов, установлено их количество и повсеместно организованы волостные и сельские избирательные комиссии. Одновременно с организационной работой губернские и уездные комиссары, земства, политические партии усилили агитационно-пропагандистскую работу среди крестьян. Крестьяне встретили весть о введении волостных земских собраний без особого энтузиазма. По этому поводу 29 июля «Астраханский листок» напечатал путевые заметки одного из земских деятелей: «На местах, - писала газета, - сложилось недоверие к земству благодаря неправильно взятому курсу земской деятельности со всеми ее дефектами, поселявшими крайнее отвращение даже к самому слову «земство». Выборы волостных земских собраний начались не в июле, как предполагало Временное правительство, а в сентябре-октябре 1917 г. Во многих волостях выборы гласных проходили вяло, население к выборам относилось безучастно, поэтому не было ни одного уезда в Астраханской губернии, где бы ни проводились дополнительные выборы. «Ни в одной волости, - сообщали из Черноярского уезда, - положенное число гласных не избрано абсолютным большинством голосов и таким образом по всем волостям будут дополнительные выборы. Безразличие крестьянских масс к выборам волостных земских собраний привело к тому, что руководство ими возглавила сельская буржуазия и помещики. Особенно значительным оказалось их влияние и в волостных земствах Астраханской губернии. Например, на посту председателя Хошеутовского земского собрания Красноярского уезда оказался рыбопромышленник Ильясов, председателем Карантинской волостной земской управы Астраханского уезда стал торговец Г.Н. Белозеров. Петропавловскую управу Красноярского уезда возглавил рыбопромышленник Абрамов, Владимирскую управу Царевского уезда - торговец Таволженский, председателем Селитренского земского собрания оказался торговец П.И. Коняков, Никольского земского собрания Енотаевского уезда - рыбопромышленник Борисов, Болхунскую земскую управу Енотаевского уезда возглавил рыбопромышленник Баринов. В связи с созданием волостных земств коренную реорганизацию претерпели земельный комитеты. Временное правительство считало, что с образованием земств заведование делопроизводством земельных комитетов будет возложено на земских служащих, так как весь волостной земельный комитет будет состоять из выборных волостных земств. Этими указаниями руководствовались местные органы власти, предписывая волостным земствам избрать земельные комитеты из состава гласных. В большей части волостей Астраханской губернии земельные комитеты были переизбраны и попали в зависимость от земских собраний. Так, Астраханская уездная земельная управа предписала земельным комитетам возложить «заведование делами земельного комитета на одного из членов волостной земской управы». О перевыборах земельных комитетов в ходе создания волостных земств в крае дают подробную информацию материалы ноябрьской сессии Астраханского уездного земельного комитета. Доклады представителей волостных земельных комитетов свидетельствуют о том, что формирование волостных земств проходило медленно и заняло время с мая по ноябрь 1917 г. Таким образом, Временному правительству удалось вслед за упразднением волостных общественных исполнительных комитетов изменить состав основной массы земельных комитетов и подчинить их в административном и финансовом отношениях земским учреждениям. Наряду с волостными исполнительными комитетами весной 1917 г. в деревне стали создаваться крестьянские Советы. Первые Советы крестьянских депутатов в Нижнем Поволжье появились уже в марте 1917 г. Газета «Известия Саратовского Совета» писала, что в слободе Александровке Астраханской губернии действует волостной Совет крестьянских депутатов. В конце мая были избраны сельские Советы крестьянских и ловецких депутатов в селах Никольском, Хмелевке Астраханского уезда. Зачастую деятельность Советов и волостных общественных исполнительных комитетов, там где они существовали, была совместной. Их сотрудничеству способствовал целый ряд весьма важных обстоятельств. И те, и другие возникли в условиях высшего социального напряжения и были созданы творчеством народных масс. Они имели схожую структуру: пленарные собрания, исполнительные комитеты (бюро), президиумы, отделы, комиссии и т.д. Советы и комитеты оказались в одинаково сложном финансовом положении, так как правительство отказалось взять их на счет Государственного казначейства. Параллельно с созданием волостных и сельских крестьянских Советов усилиями партии народных социалистов и эсеров повсеместно организовались крестьянские союзы. Уже в марте 1917 г. был создан Главный комитет крестьянского союза и организованы его местные отделы. В Астраханской губернии в апреле-мае в некоторых уездах также появились крестьянские союзы, но время существования их оказалось скоротечным, как и по стране в целом: не успев возникнуть, они тут же исчезали как анахронизм в структуре власти. Более жизнеспособной оказалась власть и деятельность комиссаров Временного правительства. Они, по сути дела, разделили его судьбу, которая оказалась недолговечной. Выступление Корнилова и ре-акция на него Керенского повлекли за собой вступление Временного правительства в такую полосу кризиса, который суждено было стать последней в его исторически недолгой жизни. Керенский, устраняя Корнилова, открывал дорогу к власти Ленину и его партии, сумевшим использовать свой шанс на волне глубокого общественно-политического и правительственного кризиса.
|